13.12.2005 02:00
Культура

Юрий Богомолов - о телевизионных страстях по красоте

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3949)
Читать на сайте RG.RU

Не до жиру и от жира

Прологом в тему будем считать сообщения информагентств об операциях по пересадке лица. Одна - сделана, другая - готовится. Конечно, после хирургических подвигов, связанных со столь радикальным преображением наружности человека, история той девицы, чей лик и чью фигуру заметно усовершенствовал ныне покойный доктор Евгений Лапутин, кажется не такой впечатляющей. Но все-таки то обстоятельство, что наш доктор благодаря документалистам провел все манипуляции со своей пациенткой у нас на глазах - разве что не в прямом эфире, многое окупает. Пусть эта "пластика" уже рутина в чисто медицинском смысле. Но все равно в общегуманитарном отношении она - фантастика. Можно заснуть на операционном столе дурнушкой и проснуться красавицей.

Сомнительна, правда, морально-психологическая сторона дела.

Еще куда ни шло, когда человека вытаскивают из ямы небытия и несуществования, как это было в случае с француженкой, у которой собака съела лицо.

Но когда девица, у которой все при ней, ложится на операцию, что называется, от жиру как в прямом, так и в переносном смысле...

Зато интересно можно порассуждать в метафорическом, иносказательном, художественно-беллетристическом планах. Вспоминается сказка о Царевне-лягушке.

Скоро сказка сказывается...

Какой масштаб приобрела страсть к тому, чтобы избавиться от лягушачьей шкуры, можно судить хотя бы по практике покойного доктора Евгения Лапутина. Журналисты подсчитали: в свои сорок с небольшим лет он осчастливил 15 000 женщин.

Еще большее впечатление способны произвести рейтинги идущего на канале СТС сериала "Не родись красивой". Они стабильно удерживаются в районе 12% плюс или минус десятые. Амбициозные проекты "Первого" и "России", в том числе и сериалы, исполненные в криминальном жанре, оказались оттесненными на вторые и третьи позиции.

Сюжет между тем нехитрый: девушка Катя Пушкарева, абсолютно Синий Чулок, дурнушка в старомодной кофте, со старомодными очками-велосипедами, ни кожи, ни рожи, вся какая-то угловатая, резкая, влюбляется в секс-символ модельного агентства.

До финиша сериала еще довольно далеко (хотя и стартовая отметка давно скрылась за горизонтом), но все и так понятно - в смысле развязки. Все кончится как в "Служебном романе" Эльдара Рязанова: девушка-мымра сбросит лягушачью шкуру и явится писаной красавицей.

Если прибавить к этому, что "Не родись красивой" - вовсе и не кино или кино долюмьеровского периода, что в нем не заняты звезды (только среди второстепенных персонажей можно заметить знакомые лица популярных артистов Ирины Муравьевой, Раисы Рязановой), то и объяснение недюжинного успеха сего сочинения покажется биномом Ньютона.

"Бином" разъяснится, если поближе познакомиться с аудиторией сериала. Ее срез представила Арина Бородина в еженедельнике "Русский Newsweek".

Большую часть публики, подсевшей на сериал, составляют девушки школьного возраста от 11 до 17 лет. Вторая по численности группа - это их мамы, дамы, что называется, бальзаковского возраста от 41 до 45 лет. Далее - женщины от 50 до 55. Это те же дамы-мамы, но постарше. Из мужского населения до этого зрелища в какой-то степени охочи молодые люди от 25 до 35 лет.

Такой расклад позволяет сделать предположение, что интерес к перипетиям "Царевны-лягушки" Кати и ее сослуживцев носит не столько бескорыстно-эстетический, сколько учебно-познавательный характер. Ведь в сериале представлен более или менее полный набор современных производственно-финансовых коллизий в каком-нибудь среднеарифметическом частном предприятии. В данном случае в модельном бизнесе, который достаточно притягателен как для тех, кто родился красивым, так и для тех, кому в этом отношении не повезло. Ну и, конечно, в нем можно найти достаточно разнообразный набор типовых романтических ситуаций.

Любители остросюжетных сериалов удивляются: как эту тягомотину можно смотреть - действие уже который месяц топчется на месте, отношения - тоже, характеры героев не развиваются и лежачими камнями разбросаны по всему кинополотну, а публика как завороженная смотрит и смотрит.

Потому и смотрит, что в нем вычитывает актуальный для себя конструктивный смысл.

Еще, кажется, в 80-х годах прошлого столетия у нас огромным успехом пользовалась примерно такая же жвачка под названием "Элен и ребята", именно по причине заключенного в ней значительного инструктивного ресурса для тинейджеров. Там можно было найти то, что не могли дать ни школа, ни родители: ценные советы и указания в ненавязчивой форме - как девушкам и юношам знакомиться, как поддерживать интерес, как одеваться, причесываться, краситься, вести себя в компании, как из нее выламываться, создавать вокруг себя сексуальный ореол и т.д.

Здесь почти то же самое, но с поправкой на интересы более старшей возрастной группы нашего народонаселения.

Впрочем, есть и еще нечто иное.

Споро дело делается...

С диким капитализмом мы получили и дикую стихийную буржуазность.

Выросло поколение, для которого гламур - уже не заоблачная мечта, не киносказка о Золушках и Гадких утенках, а реальность, находящаяся от тебя на расстоянии протянутой руки, не импортный товар, а продукт отечественного производства со всеми вытекающими отсюда проблемами его качества.

Одна из них - как стать полноценным субъектом нового образа жизни; другая - чтобы жизнь эту хотя бы чуточку цивилизовать и одухотворить.

Пока вопрос для миллионов выпускниц средних школ не в том, как научиться быть светской леди, вопрос - в том, как стать хорошенькой. В смысле - сексапильной.

Радикальным ответом на него явилась "пластика", которая, как когда-то известный академический театр, оказалась в силу стремительного прогресса медицинских технологий общедоступной. Теперь каждая лягушка может попробовать стать царевной.

Страсть сделать все по-быстрому - красоту, карьеру, славу, деньги, демократию - страсть обоюдоострая. Все, что само падает на тебя, может пришибить насмерть. Даже если это что-то очень хорошее. Поэтому, наверное, в сказке про Царевну-лягушку герой прежде, чем оказаться на вершине блаженства, уже после того, как ему повезло выиграть по трамвайному билету джек-пот, должен совершить несколько серьезных подвигов.

...Конечно, "Рублевка. Live" - по-прежнему нечто инопланетное. Но вокруг столько офисов, что образовали обширную субцивилизацию...

Последняя, как многим представляется, и служит прихожей в мечтаемый мир.

Последняя, будучи жестко функциональной, тотально регламентированной внутрикорпоративными уставами, более всего как раз и нуждается в согревании лирикой эмоций, романтикой надежд...

С этой стороны сериал "Не родись красивой" (как и ситком "Моя прекрасная няня") - очень важная питательная приправа к повседневности миллионов потенциальных клиентов косметических салонов и пластической хирургии.

ТВ и сериалы