От внимания специалистов (нынче рейтинговый анализ был как никогда глубок) не ускользнула и такая деталь. Объем лизинговых платежей достиг в нынешнем году 2,8 миллиарда долларов, подняв доходы лизинговых компаний более чем на 0,5 миллиарда долларов. Однако реальный прирост объема профинансированных средств за то же время составил 44 процента, а лизинговых платежей - 40 процентов, что ниже показателей предыдущих лет, обычно превышавших 50- процентную отметку. Впрочем, в результате дискуссии эксперты и руководители лизинговых компаний все же сошлись во мнении, что серьезного повода для беспокойства здесь нет, поскольку снижение носит объективный характер и скорее всего связано с "взрослением" рынка и сопутствующим ему изменением структуры, удлинением сроков лизинговых сделок и графиков платежей.
В целом же все говорит за то, что отрасль переходит на новую орбиту своего развития. Закончился период становления, усиливается конкуренция, появляются сильные западные игроки. В этих условиях лизинговые компании стали действовать более осмотрительно. Большинство из них впервые сформулировали для себя среднесрочную стратегию. В итоге в нынешнем году многие компании увеличили объем деятельности на традиционных для себя рынках и вышли на новые сектора. В частности, стали активнее работать с малым и средним бизнесом (с ним заключено 80 процентов новых договоров), расширили свое присутствие в регионах. Если еще совсем недавно лизинговые компании обживали преимущественно Москву и Санкт-Петербург, то сейчас на эти мегаполисы приходится лишь треть всех сделок.
Наиболее заметно в последнее время появление лизинга в области технической инфраструктуры. Сравним: в 2004 году объем сделок с железнодорожным оборудованием составлял 387 миллионов долларов, а в 2005-м уже достиг 1,9 миллиарда. Доля транзакций в этой отрасли на сегодняшний день составляет 16 процентов, в автотранспорте - 14,5 процента, в авиатранспорте - 14, в телекоммуникационном оборудовании - 13, в сельскохозяйственной технике - 10 процентов.
Одновременно на рынке происходит заметная поляризация - крупные компании становятся еще крупнее; мелкие решают, сохранять им бизнес, объединяться с более крупной компанией либо продавать свой портфель. Идет заметный процесс поглощения компаний. Как заметил заместитель генерального директора одной из фирм Дмитрий Шабалин, многие лизинговые компании пока не обладают достаточными средствами, чтобы участвовать в реализации крупных проектов. Им еще предстоит их заработать.
Не обошлось и без нареканий на существующее законодательство. Адвокат Ахмат Глашев привел в качестве примера массу судебных разбирательств, возникших из-за различного толкования положений некоторых законов. По его мнению, Закон "О лизинге" несколько устарел и требует поправок. В налоговом и гражданском законодательствах отсутствует четкое определение понятий "лизинг", "договор лизинга". А это напрямую влияет на судебную практику. Особенно часто возникают недоразумения между лизинговыми компаниями и налоговыми органами из-за разного толкования налогообложения на имущество лизингополучателя и на текущую оплату за него.
Управляющий директор Сергей Килейников, отметив отдельные "шероховатости" в законодательстве, подчеркнул, что в конечном счете оно установило такие нормы поведения на рынке, которые не мешают его развитию. Благодаря этому западный капитал уже не боится идти в этот сектор экономики России. Пример тому - активность в лизинговом секторе западных банков, которые поняли, что у нас выгодно иметь дело не только с гигантскими нефтяными корпорациями, с металлургическими предприятиями. В России существует и вполне здоровый средний бизнес, в который выгодно вкладывать деньги.
Генеральный представитель одной из фирм Иван Курилко критически отозвался о банках, которые предпочитают выдавать кредиты только на короткий срок. Вся деятельность лизинговых компаний, напротив, ориентирована на долгосрочное взаимодействие с кредитными учреждениями, поставщиками технического оборудования и его получателями.
Одна из проблем, связанных с этим противоречием, - требование предоставить надежный залог под кредиты. "Лизинговые компании, как правило, не обладают собственными активами, и наивно требовать от них равноценных залогов за предоставляемые кредиты", - заметил Курилко. Они все-таки остаются посредниками между участниками сделки. Банки не всегда понимают это. Более того, некоторые банки пытаются создавать свои собственные лизинговые компании. При этом требуют от них очень высокой эффективности. А это только повышает риски и, соответственно, не приносит ожидаемой доходности.
Некоторые участники конференции считают, что сейчас интересы тех, кто финансирует лизинговые операции, защищены хуже, чем интересы банков как прямого кредитора.
И еще один интересный нюанс: некоторые лизинговые компании начали создавать у себя собственные программы автоматизированного управления и на конференции предлагали коллегам приобрести их. Таким образом, создается новая электронная инфраструктура по обслуживанию этого рынка. Самим компаниям это важно для ускорения подготовки материалов для договоров, а участникам сделки - для объективной оценки партнеров.