Согласно призывам лидера Республиканской партии Владимира Рыжкова объединенная демократическая оппозиция должна быть создана не позднее лета 2006 года. По его мнению, только в этом случае на следующем гражданском конгрессе можно будет говорить о реальных, а не дутых успехах. Рыжков был довольно строг к своим коллегам по идеологическим убеждениям, назвав "хвастовством" и "хлестаковщиной" заявление лидеров демократического блока об успехах на прошедших выборах в Мосгордуму: в итоге представительство демократов в Мосгордуме сократилось втрое по сравнению с предыдущим составом Мосгордумы.
Попутно досталось и существующей политической и экономической системе. Рыжков охарактеризовал ее как "авторитарную и тотально коррумпированную", которая "уже обратила Россию в низы мировых экономических рейтингов". Лидер Республиканской партии предложил собрать съезд объединенных демократических сил, на котором решить, кто возглавит будущую партию и что она из себя будет представлять.
Как обычно настроенный скептически, лидер "Яблока" Григорий Явлинский был менее эмоционален и более осторожен. Он заявил, что "Яблоко" делает все возможное для того, чтобы "решать задачи объединения, и готово к дальнейшим шагам". При этом, по его словам, для "Яблока" важнее, не вокруг кого, а для чего объединяться. При этом Явлинский предложил и конкретный план - концепцию нового общественного договора. По словам лидера "Яблока", основой этого договора является "преодоление отчуждения между властью и обществом, отмена всех неправосудных решений, а также решение проблемы собственности. Нужно решить вопрос о неприкосновенности собственности раз и навсегда. Нужна легитимация всех сделок, за исключением тех, которые связаны с убийством или любыми другими преступлениями против личности". Не желая отставать от Кремля, "Яблоко" приступило к разработке своего общенационального проекта "Права человека".
Ирина Хакамада, лидер партии "Наш выбор", в своем выступлении, видимо, мысленно перенеслась в 1917 год: "Или мы берем власть в 2008 году, или мы ее не возьмем никогда". По ее словам, именно поэтому она решила объединиться с Демократической партией России, на базе которой экс-премьер Михаил Касьянов решил создавать демократическую коалицию, и именно поэтому она решила поддержать его как кандидата в президенты на грядущих выборах. При этом трудности в объединении демократических сил Хакамада объяснила не неспособностью правых договориться между собой, а "происками" власти: "Эта дискуссия навязана нам Кремлем, и мы успешно попались".
Экс-премьер Михаил Касьянов, так же как и Григорий Явлинский, решил конкурировать с Кремлем в области политических решений и предложил сформировать альтернативную общественную палату, которая была бы гарантом договоренностей демократических партий в процессе объединения. Привычно покритиковав политику власти (запрет на создание избирательных блоков, отмена прямых выборов губернаторов, поглощение государственными компаниями частных), Касьянов признал, что отчасти тоже виноват в этом: "Я осознаю ту долю ответственности по началу строительства вертикали власти и началу сворачивания демократических свобод". Теперь Касьянов решил исправлять допущенные им ошибки созданием широкой демократической коалиции, в победе которой он уверен.
Председатель Федерального политсовета СПС Никита Белых подчеркнул в своем выступлении, что все вопросы создания объединенной демократической партии должны быть решены к осени будущего года. Для этого, по словам Белых, все лидеры демпартий должны "выступить с очень простым заявлением - сказать, что они намерены объединиться и выступить как единая демократическая партия на выборах в Госдуму". По мнению лидера СПС, главный враг объединения демократов - не "Единая Россия", не Кремль. "Главный враг объединения внутри нас. Я бы сказал, что это семь смертных грехов демократии", - отметил Белых. Это согласно новым демократическим скрижалям гордыня, старые обиды, уныние и пораженческие настроения, корысть, непомерные амбиции, неверие, а также то, что "в пылу борьбы и увлекшись технологиями демократы забыли о стране, забыли, зачем они вообще есть".
А напоследок участники конгресса решили создать сайт, рассказывающий о людях, которым не стоит подавать руки. Идея возникла у Виктора Шендеровича: "Предлагаю забыть сочетание "административный ресурс" - есть конкретные люди, которые нарушают закон. Надо сделать жизнь этих людей невыносимой - они не хотят, чтобы их знали, они не хотят, чтобы на них показывали пальцами". Правда, фамилии этих тайных врагов участники конгресса обнародовать не спешили.