По словам чиновника, зон будет очень мало, все они обязаны быть предельно эффективными, и центр не намерен пускать дело на самотек: никакой губернаторской вольницы, глава региона ответит за каждую федеральную копейку, закачанную в его бюджет.
Регионы, в которых уже в будущем году создадут шесть технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, уже определены (Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, Дубна, Липецк, Елабуга). Оттуда поступило 72 заявки: конкурс намечается как в престижном вузе - больше 10 человек на место. Поскольку в высказываниях г-на Жданова с самого начала его публичной карьеры вылавливают признаки "особого отношения" к тому или иному проекту, чиновник предостерег: отбор будет предельно жестким и объективным, без каких-либо послаблений. "Ни в коем случае мы не намерены давать какие-либо преференции регионам для создания ОЭЗ, - пояснил он, - ОЭЗ - это штучный товар, их будет мало или очень мало, и они все должны стать успешными проектами. В данном случае отдать инициативу вниз, территориям, многим из которых я, как ответственный за ОЭЗ, не доверил бы и гроша, означало бы загубить идею". Несмотря на это, "мы в работу самой зоны не намерены вмешиваться, - уточняет г-н Жданов, - но что касается установленных правил игры - контроль будет как никогда ранее крайне жесткий". Разъясняя это противоречие (возможно, кажущееся), г-н Жданов отметил, что контролировать жесткость финансовой дисциплины будут не только и не столько федеральные чиновники, сколько сам бизнес: отделения ТПП и РСПП через наблюдательные советы, которые будут созданы при каждой зоне, и в которые войдут представители этих структур.
Цена вопроса, может, не так велика в сопоставлении с масштабом задачи (Центр дает на каждую зону по 50 миллионов долларов, столько же инвестирует сам регион), но тут уже вопрос принципа. Как поясняли ранее корреспонденту "РГ" источники в министерстве экономического развития и торговли, "этот проект - наше знамя, под него мы будем звать инвесторов из-за рубежа, очень серьезных, которых прежде отпугивала в России именно коррупция. Поэтому все должно быть как никогда чисто".
Минэкономразвития планирует еще одно добавление в закон: об особых портовых зонах
Одновременно готовятся изменения в само законодательство об особых зонах: поправки, разрешающие организовывать также туристические зоны, уже готовы, и будут на днях согласовываться с минфином. Г-н Жданов уверен, что министр финансов Алексей Кудрин против не будет: поправки не предусматривают льгот по федеральным законам, только по местным, зато будет таможенная льгота на ввоз туристического оборудования (детали горнолыжных подъемников, техника для отелей и проч.). Тем не менее эти поправки явно идут с опозданием: в сентябре минэкономразвития планировало провести их через Госдуму в этом году, но теперь г-н Жданов признается: получится лишь в начале следующего. Зато конкурс на отбор туристических зон начнется тут же: уже известно, что деньги у центра есть только на пять зон.
Как бы подтверждая славу "человека, который проговаривается", г-н Жданов, не дожидаясь конкурса и даже самого закона, вчера заявил, что больше всего шансов стать туристической зоной имеет Байкал. Напомним, что в сентябре он и министр экономического развития и торговли Герман Греф посетили и западный (иркутский) и восточный (бурятский) берега Байкала в рамках грандиозного турне по Дальнему Востоку, в ходе которого чиновники искали в том числе кандидатов на создание туристических зон. Почему идея о таких зонах зародилась в Сочи, но впереди оказался Байкал, понятно: как стало известно корреспонденту "РГ", перед чиновниками высшим руководством страны была поставлена задача отыскать туристический рай именно в Сибири, куда никто не едет из-за дороговизны билетов, разбитой инфраструктуры и наплевательского отношения к туризму со стороны привыкших к нефтяным и золотым доходам местных властей. Г-ну Грефу тогда понравился проект создания горнолыжного курорта под Южно-Сахалинском, но впечатлил его и бурятский план преобразования берега Байкала. Буряты убедили министра, что на Байкале можно и купаться, и просвещаться, знакомясь с буддийскими древностями и следами Чингисхана. Правда, они запросили астрономическую сумму на постройку дороги с мостом к восточной стороне Байкала, и в сентябре министр не готов был эти деньги найти, но теперь, видимо, вопрос решен. А вот шансы Сочи тают с каждым днем: по словам замруководителя Ростуризма г-на Ярочкина, "им и так много богом дано".
Потратив небольшие в сопоставлении с мировой практикой деньги, минэкономразвития рассчитывает с помощью зон поднять экспорт российских товаров сразу на 20 процентов, причем за счет изделий с высокой долей добавленной стоимости. Скептики, уже окрестившие такую тактику попытками "сварить суп из топора", по мнению оптимистично настроенных экспертов, будут посрамлены, поскольку через 2-3 месяца минэкономразвития инициирует еще одно добавление в закон: об особых портовых зонах. Пока неясно, коснется он только речных и морских портов или также аэропортов, но почти очевидно: наведя порядок в портах, можно переключить на них транспортные потоки, которые избегают нашу территорию из-за безумной коррупции и "кривых" законов. Тогда и экспорт поднимется: пусть даже и без соответствующего роста производства.