Его следствие посчитало виновным в убийстве журналиста Дмитрия Холодова и назвало организатором преступления. Больше десяти лет следствия и суда закончились для Поповских весной этого года полным оправданием Военной коллегией Верховного суда, серьезным подрывом здоровья и крахом удачной карьеры.
Прокуратура неоднократно пыталась отменить оправдательный приговор. И сделала для этого все возможное. Но Верховный суд посчитал, что доказательств его вины следствие так и не нашло. О чем суд в окончательном решении записал: "органами следствия не было представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о виновности..." Павла Поповских окончательно оправдали. И это решение вступило в законную силу.
Арестовывали, вели следствие и несколько лет судили Поповских очень громко. После оправдания больше чем на полгода воцарилась тишина. По букве закона, каждый, кто окончательно оправдан судом, имеет полное право требовать от государства материального возмещения. Бывший начальник разведки этим правом воспользовался. Большие деньги и слова извинения по решению суда хочет получить Павел Поповских от государства и от представителя Генеральной прокуратуры Ирины Алешиной. Дело в том, что за ошибки следствия отвечает государство. Вернее, министерство финансов.
Ни первая, ни вторая попытка начать наконец-то рассматривать этот иск не увенчалась успехом. Несколько дней назад очередное заседание было отложено в связи с болезнью представителя минфина. На что судья заметил, что на следующем заседании, то есть вчера, иск по-любому будет рассмотрен, даже если сотрудник министерства вновь не явится.
"Мы не можем откладывать заседание до бесконечности, тем более что у минфина есть целый юридический отдел", - сказал судья. Его вывело из терпения то, что и раньше слушания по иску Поповских откладывались из-за неявки юриста из минфина. И вот наконец- то представитель финансового ведомства Максим Дивеев явился в суд.
Бывший обвиняемый по громкому делу насчитал материальный и моральный ущерб с государства в размере более 3,5 миллиона рублей. Но это не единственное требование. Истец настаивает, чтобы гособвинитель по делу Холодова - Ирина Алешина - принесла ему свои извинения по одному из центральных российских телеканалов. Ирина Алешина выступала в средствах массовой информации нередко и всякий раз выносила вердикт "убийце" еще до того, как суд решил, виновен человек или нет. Поповских также просит восстановить его в правах лауреата премии РФ в области науки и техники. Дело в том, что во время процесса по делу об убийстве Холодова его исключили из списка лауреатов и он лишился почетного звания исключительно по этой причине.
Представитель минфина в судебном заседании - одна из ключевых фигур. Он должен представить министерские расчеты и сказать, на какую именно, по мнению ведомства, компенсацию может рассчитывать бывший начальник разведки ВДВ. Дело в том, что ничего другого, кроме удовлетворения денежного требования, суд вынести не может. Весь вопрос в том, сколько стоят годы за решеткой и очень неприятное общение со следователями для невиновного человека. Тут действует простая схема - оправданный выдвигает свои требования, а министерство финансов будет доказывать, что в рублях мучения стоят не так дорого. До сих пор в России не было случая, чтобы минфин согласился с требованиями истца или назвал большую сумму, чем хочет вчерашний подсудимый. Так было и вчера. Более того, финансист поддержал прокуратуру, которая сказала, что не согласна с реабилитацией Поповских. Такого не смог вынести даже беспристрастный судья, напомнив прокурору, что человек не только оправдан, но решение по нему вступило в законную силу, а на заседании обсуждается вопрос о компенсациях.
- Всякие размышления (о том, достоин Поповских реабилитации или нет) по этому поводу, особенно представителя минфина, здесь неуместны,- остановил выступающих председательствующий.
Кстати, Поповских согласен снизить сумму претензий к Генеральной прокуратуре и Минфину России. Что касается извинений от гособвинителя по делу Холодова, то бывший начальник службы разведки ВДВ подчеркнул, что это его принципиальная позиция, от которой он отказываться не будет. Завтра ожидается вердикт.
Исходя из нашей судебной практики, можно быть уверенным: деньги разведчику присудят.
Вопрос - сколько.
За ошибки надо платить, особенно если ошибку допустило государство.