"Я не вижу никакого повода для того, чтобы Грозный переименовывали. Если мы хотим увековечить память Кадырова, то самый лучший метод - это восстановить находящийся в развалинах Грозный", - заявил Рамзан. - Я прекрасно помню, что Ахмат Кадыров категорически был против того, чтобы в 90-х годах Грозный переименовали в город Джохар. Я знаю, что он никогда не поддержал бы идею о переименовании этого города и теперь, ибо имя "Грозный" для каждого жителя Чеченской Республики - это больше, чем название города; это история, это память о безвременно ушедших родных и близких".
Он привел слова своего отца о том, что впредь никогда не должен стоять вопрос о переименовании Грозного: "Еще в 2002 году Кадыров также высказался против того, чтобы столицу Чеченской Республики перенесли из Грозного в другое место, мотивируя это тем, что центром республики должен быть именно этот город, этот город должен быть восстановлен, и он должен называться Грозным".
Это, пожалуй, самое серьезное и авторитетное заявление, которое дает почти уверенность в том, что историческое название столицы Чечни останется прежним. И на этом можно бы поставить точку, если бы первое решение чеченского парламента не было сколь неожиданным, столь и символичным. Ведь не секрет, многие с тревогой, некоторые с нетерпением, а кое-кто и со злорадством ждали восстановления в этой республике законодательной ветви власти. Каким будет ее первый шаг, с чего начнут свежеизбранные парламентарии, какие чаяния народа, своих избирателей выразят? Люди ждали чуть ли не исторических решений, чего-то наподобие "Декрета о земле" семнадцатого года. И неожиданное, к тому же спорное решение поменять таблички и вывески вызвало лишь удивление.
Кстати, кроме Кадырова примерно в том же духе высказались практически все чеченцы, с которыми нам удалось переговорить по телефону за эти пару дней. Из представителей чеченской элиты, пожалуй, только депутат Госдумы Ахмар Завгаев высказался в том духе, что Кадыров был достойным человеком, чтобы в его честь переименовывали города. Но сразу оговорился, что, прежде чем принимать такое решение, надо было спросить хотя бы у родственников.
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска была более категоричной: "Думаю, у них есть гораздо более серьезные проблемы - надо решать вопросы восстановления города, а не его переименования". Она заметила, что, конечно, не может препятствовать желанию чеченских парламентариев проявлять инициативу. "Но мне кажется, это не то решение, которое должен был в числе первых, наиболее важных, принять чеченский парламент", - заключила она. По ее словам, сегодня гораздо важнее обсудить вопросы строительства и организации работы социальных объектов, детских садов, школ, спортивных сооружений, с тем чтобы "отвлечь людей от войны. А переименование города не решит этих проблем".