Юрий Любимов: Получилось так, что я сдружился с Николаем Робертовичем Эрдманом, когда-то играл в фильме "Каин ХVIII" по его сценарию. А он был близко знаком с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. После ареста он мог жить только за 101-м километром. Единственный, кто предлагал ему ночлег в Москве, был Булгаков. Оба были людьми очень независимыми.
Я очень хотел поставить "Мастера и Маргариту" к десятилетию театра. Денег на постановку мне не дали, но и не запрещали. Трудно было добиться, чтобы спектакль пошел. Удалось только к 13-летию театра, в 1977 году. "Мастер" - единственный спектакль, где я ничего не переделывал. Начальство все время допрашивало: кто разрешил. Я, пожимая плечами, то изображал Швейка, то пытался действовать логикой: а в чем дело? Что вам не нравится? В "Правде" - статья разгромная, а спектакль идет и идет. Его не закрывали, почему-то не могли сделать конкретных замечаний. Правда, убрали сцену с примусом и Торгсин. Благосклонно отнеслась к постановке комиссия по наследию М. А. Булгакова, хотя предлагали закончить спектакль фразой "Рукописи не горят".
А еще - сыграл Мольера в телевизионном спектакле Анатолия Эфроса. Толя покойный точно рассчитал, что мне легче понять психологию Мольера, чем артисту. Потом попытался поставить "Театральный роман". Булгаков постоянно присутствовал в моей жизни...
РГ: Если бы вам пришлось ставить "Мастера и Маргариту" сегодня, когда нет произвола чиновников от искусства, когда многое в нашей жизни изменилось, сделали бы вы такой же спектакль или какие-то акценты сместили?
Любимов: Думаю, нет, ничего бы не менял. Весь смысл в ключевой фразе: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Булгаков так думал про себя. Он же был фрондирующий господин! Почему монокль в глазу? Это ответ: вы меня - так, а я вот свободный человек!
РГ: "Мастера" вы поставили дважды - на Таганке и в Королевском драматической театре в Стокгольме. В чем разница между этими спектаклями?
Любимов: В Стокгольме я поставил "Маленькие трагедии" и "Мастера" с первоклассными бергмановскими актерами. Для понимания шведов булгаковский роман, наверное, труден, хотя у них есть Стриндберг. Трудно было с декорациями: там соткали чудесный гобелен, но у меня - другой занавес. "Маленькие трагедии" мне больше понравились в Швеции, а "Мастер", мне кажется, в Москве больше удался.
РГ: Если бы вам предложили снять "Мастера и Маргариту" в кино, вы бы взялись?
Любимов: Взялся. И нашел бы "ключ". Нужны какие-то другие подходы - ну как в "Шепоте и крике" Бергмана, другие приемы. Надо работать со светом.
РГ: Вы смотрели экранизации романа?
Любимов: Нет.
РГ: На будущей неделе начнется показ сериала, снятого Владимиром Бортко.
Любимов: Я не верю. Абсолютно. Бортко прекрасно сделал "Собачье сердце". Нашел "ключ" - снял сепией как бы хроникальные кадры. А его "Идиот" для меня - очень средняя картина. Поэтому... Я видел по телевидению какие-то куски "Мастера": режиссер пошел реалистическим путем, я бы сказал, путем соцреализма.
РГ: Когда вы работали над спектаклем, происходила какая-нибудь чертовщина?
Любимов: Нет. Я работал очень быстро - все детали были апробированы. Спектакль был сделан в 45 репетиций! А идет он уже скоро 30 лет. И всегда полный зал!
РГ: Вы были знакомы с вдовой Булгакова Еленой Сергеевной?
Любимов: Нет, ее уже не было в живых, когда я ставил спектакль. Конечно, я бы ее пригласил. Надеюсь, она бы меня не ругала...