16.12.2005 03:00
Общество

Правительство утвердило новые правила награждения оружием

Чтобы стать владельцем наградного оружия, достаточно справки из психдиспансера
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3952)
Читать на сайте RG.RU

По именному списку рассчитайсь!

Все или почти все мужчины любят оружие. До недавнего времени сотни российских "мачо" пределом мечтаний считали собственную фотографию с боевым автоматом, пистолетом или, на худой конец, с кинжалом в руках. Но владеть чем-нибудь "покрепче" охотничьего карабина официально позволялось немногим - "Стечкины" и "Макаровы" с гравированной табличкой на рукоятке, как правило, пылились в генеральских сейфах и на служебных дачах крупных чиновников силовых ведомств. На свет божий их извлекали по большим праздникам: благоразумно незаряженный трофей шел по рукам, вызывая дрожь восторга у любопытных гостей. Хозяин поглядывал на публику свысока: получение ствола из рук министра обороны, внутренних дел или главного контрразведчика страны (только их закон наделял правом награждать именным оружием) в негласной чиновничьей иерархии приравнивало человека к государственной элите.

Около года назад Госдума внесла поправки в законодательство и в дополнение к коротенькому списку избранных добавила отличившихся сотрудников МЧС, минюста, ФСО и фельдсвязи. После утверждения правительством на прошлой неделе новых правил, процедура награждения российских граждан именным оружием упростилась до минимума, а список кандидатов на огнестрельное поощрение разросся до максимума. Об особом отличии человека теперь может ходатайствовать любой районный глава, не говоря о губернаторе. Этим же правом наделены лидеры общественных объединений. Скажем, коммунист Зюганов может похлопотать перед президентом и главой кабинета за либерал-демократа Жириновского, а тот - за "правого" Немцова. Правда, к ходатайству придется приложить справку о психическом здоровье кандидата на получение пистолета или кортика.

Известные политики и чиновники уже фигурируют в списке кандидатов на оружейное поощрение. Справедливости ради вспомним, что их и прежде не обделяли вниманием. Любителей охоты в день рождения щедро одаривали редкими ружьями и дефицитными карабинами. Склонных к экзотике коллекционеров - богато инкрустированными кинжалами, самурайскими мечами и пневматическими пистолетами. Однако боевого оружия среди подарков не встречалось - во всяком случае такие презенты никто не афишировал.

По новым правилам награждать боевым оружием можно не только "красноармейца товарища Сухова". Перечень особых заслуг, гарантирующих право на получение именного пистолета или кинжала, дополнился формулировкой "за достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина". При желании под нее можно подвести кого угодно - от бдительного дворника до стойкой правозащитницы Валерии Новодворской.

За несколько дней до публикации правительственного распоряжения правом одарять боевым оружием своеобразно воспользовался министр обороны Сергей Иванов. Большой ценитель спорта, он вручил пистолеты Ярыгина "Грач" с дарственной табличкой тренеру футбольного ЦСКА Валерию Газзаеву и президенту клуба Евгению Гинеру.

Жест министра, в общем-то, понятен - за победу в Кубке УЕФА и в российском чемпионате армейцы и их наставники достойны самых высоких наград. Понятно и другое: Иванов и его коллеги по силовым структурам готовы ящиками раздавать именное оружие, если это поможет решить ведомственные проблемы, в частности, ускорить расселение бездомных офицеров. В принципе новые правила такую возможность министрам предоставляют. А значит, пистолеты, револьверы, офицерские сабли и адмиральские кортики скоро заполонят губернаторские кабинеты.

Пуля на дактилоскопии

Но вот отзвучали фанфары в честь владельца именного ствола, и начались неизбежные проблемы с его оформлением - хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения в России преследуется по закону. Его хозяину необходимо получить в управлении лицензионно-разрешительной работы МВД. Но прежде - взять справку у нарколога и психиатра.

Следующий визит придется сделать в спец-учреждение внутренних дел, где оружие проходит компьютерную диагностику, отстрел, после чего заносится в электронную базу данных МВД. Отдаленно процедура напоминает дактилоскопию. Только "фотографируют" не пальчики, а боеприпас и канал ствола после выстрела. Информация для тех, кто не в курсе: насечки на пуле после прохождения ствола так же разнятся, как отпечатки пальцев у людей. Если, не дай бог, наградным оружием воспользуется преступник, владельца ствола криминалисты "расшифруют" в шесть секунд.

Наконец еще надо зайти к участковому. Тот обязан письменно засвидетельствовать, что обладатель именного оружия приобрел сейф и знает правила хранения огнестрельного подарка (ствол отдельно от боеприпасов). С домашним милиционером владельцу оружия отныне придется встречаться гораздо чаще, чем хотелось бы: участковый обязан время от времени проверять соблюдение оружейных правил. Советуем отнестись к лейтенанту или капитану со всей серьезностью, поскольку при желании он может здорово испортить вам жизнь. Например, если хозяин пистолета или револьвера обитает на первом или последнем этаже здания, участковый вправе потребовать, чтобы на окнах квартиры установили решетки - формально это согласуется с правилами безопасности хранения огнестрельного оружия.

- На оформление пистолета у меня ушел примерно месяц, - вспоминает владелец именного "Макарова" полковник Олег Фомичев. - За это время я не раз поминал "добрым словом" нашу бюрократию.

Олег получил наградное оружие в 2000 году - тогдашний министр обороны Игорь Сергеев достойно оценил мужество офицера на чеченской войне. За первую кампанию у Фомичева орден "За военные заслуги", отголосок второй сейчас хранится в домашнем сейфе. Олег потом еще не раз ездил в "горячие точки" - Чечню, Югославию, Таджикистан и Абхазию, но пистолет никогда с собой не брал.

- О такой награде мечтает любой офицер. Я не был исключением, - рассказывает полковник. - Знакомый генерал даже признался, что ордену предпочел бы именное оружие. Но лично у меня с некоторых пор взгляд на такое поощрение изменился. Хотя пистолет надежно упрятан, все равно беспокоюсь, как бы дети до него не добрались. Не приведи господь, о "Макарове" преступники узнают и захотят его выкрасть...

Откуда такие страхи у военного человека? В том-то и дело, что люди, подобные Фомичеву, лучше других понимают, какую опасность подчас таит огнестрельный презент. Достаточно вспомнить, что генерал Лев Рохлин был застрелен из своего наградного пистолета. У бывшего заместителя командующего 58-й армией генерала Владимира Булгакова с именным оружием тоже связаны неприятные ассоциации.

Эта история произошла, когда Булгакова после очередного ранения в Чечне отправили на учебу в Академию Генштаба. Как-то с однокурсником он возвращался в общежитие и на пешеходной дорожке офицеров окатила грязью милицейская машина. Булгаков вслед ругнулся, милиционеры решили разобраться с грубиянами (оба были в гражданском платье). Слово за слово - в грудь генерала уперлось дуло автомата. Сгоряча он упомянул про собственный пистолет в портфеле. Тут началось действо, на милицейско-базарном жаргоне именуемое "зачисткой". От унижения и побоев Булгакова не спасло ни генеральское удостоверение, ни разрешение на пистолет. В итоге офицеров до утра продержали в кутузке, а громким инцидентом потом занимались сразу в двух министерствах - обороны и внутренних дел и в Главной военной прокуратуре. Булгакова особенно возмутило, что правоохранителям было наплевать, откуда у генерала пистолет. "Макаровым", между прочим, его наградил командующий группировкой войск в Чечне, ставший к моменту инцидента министром внутренних дел.

"Малыш" с кинжалом

О том, чтобы именные пистолеты и кортики оставались в надежных руках, авторы новых правил позаботились основательно. Возможно, даже чересчур основательно. Мало того, что после смерти владельца родственники обязаны сдать ствол в органы внутренних дел, так еще распоряжение отдельно оговаривает: нельзя награждать оружием посмертно. Под категорический запрет "продавать, менять, дарить или передавать по наследству" попадает не только огнеопасная награда, но и патроны к ней. Обделили правами и родственников награжденных, и музеи. Пистолета "от Буденного" - даже после тщательного приведения его в негодность - официальным коллекционерам старины больше не видать, как собственных ушей. Слава богу, хотя бы не отбирают тех, что уже имеются в экспозициях.

Перечень наградного оружия достоин отдельного разговора. По нему специалист легко угадает, какие ведомства участвовали в подготовке документа. К примеру, рядовые сотрудники ФСБ ходят на службе с малогабаритными самозарядными пээсэмами, их и занесли в утвержденный правительством список. А минобороны предложило в качестве награды основной армейский пистолет - ПМ и его усовершенствованный вариант ПММ (пистолет Макарова модернизированный). С 1951 года, когда "Макаров" был принят на вооружение, стволов наштамповали такое количество, что теперь их без ущерба для боеготовности можно раздавать в качестве поощрительного приза.

Между прочим, на армейских складах до сих пор хранится множество экипировки и вооружения времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. Поэтому появление в перечне доброго старого нагана и пистолета ТТ не должно никого удивлять.

Судя по всему, для особых случаев предусмотрено награждение дамским пятизарядным "Малышом" (с десяти метров он уложит наповал), драгунским палашом и антикварными клинками. Так что при желании официально вооружить человека можно до зубов. Причем совершенно бесплатно.

Чем можно наградить

Пистолеты: ГШ-18, ОЦ-26, ОЦ-21 "Малыш", ПСА "Бердыш" ОЦ-27, ПСМ, ПМ, ПММ, ПЯ "Грач", П-96М, ТТ.
Револьверы: наган, "Кобальт", "Никель", Р-92.
Холодное оружие: офицерские, генеральские и адмиральские кортики; офицерские сабли;
драгунские солдатские шашки;
морские и драгунский палаши; ножи (кроме ножей спецназначения и стреляющих);
антикварное холодное клинковое оружие; авторское холодное клинковое оружие;
копии и реплики авторского и антикварного холодного клинкового оружия.

Образ жизни