Российская газета | Евросоюз и США подключились к молдавско-приднестровскому диалогу в качестве наблюдателей, поскольку Кишинев утверждал, что прежний переговорный формат полностью изжил себя. Вы согласны с таким подходом?
де Сегед | Я не слышал аргумента о том, что прежний формат исчерпан. Но знаю, что Кишинев и другие участники переговоров приветствовали его расширение. Мое положение как наблюдателя выглядит так: я принимаю участие в переговорах, но не голосую по резолюциям и не подписываю протоколы.
Под этими документами стоят пять подписей - непосредственных участников диалога и посредников. Наблюдатели лишь делают специальное заявление, в котором поддерживают достигнутые на переговорах договоренности.
Специальных предложений по статусу Приднестровья я не привез. На переговорном столе лежит уже много документов: молдавские законы, предложения России, план Ющенко. Но в конечном итоге только представители Кишинева и Тирасполя могут решить, какой статус отношений им подходит. Для этого, как нам кажется, представители Приднестровья должны быть выбраны свободным и демократическим путем. Мы поддерживаем идею Ющенко о проведении свободных выборов в этом регионе. До сих пор таких выборов, по нашему мнению, не проходило.
РГ | Но разве выборы, которые недавно прошли в Приднестровье, не были демократичными?
де Сегед | Они не соответствуют стандартам ОБСЕ. Поэтому предлагается создать оценочную миссию, которая определит уровень демократии в регионе и условия, при которых здесь можно провести выборы, соответствующие международным стандартам.
РГ | Разве это не формальный подход? В Приднестровье в выборах приняли участие более половины избирателей. И они выбрали ту власть, которую хотят видеть в своем регионе.
де Сегед | В Приднестровье даже нет политических партий. О каком же свободном выборе может идти речь в таких условиях?
РГ | На днях президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что не исключает прямых переговоров с Россией по поводу приднестровской проблемы. Как вы относитесь к этой инициативе?
де Сегед | Если президент Воронин желает вести переговоры с Россией, это хорошо. Но говорить надо не только с ней, как мне кажется. Молдавия имеет право принимать законы по ситуации в Приднестровье. Это изложение позиции Кишинева, на которое он имеет право. Но объединить страну невозможно без участия представителей всего населения. Иначе принятое решение не будет работать.
РГ | Но если аналогичный приднестровскому конфликт происходил в Европе, стало бы возможным его разрешение в одностороннем порядке, без участия всех заинтересованных сторон?
де Сегед | Мне кажется, что нет. Это невозможно ни там, ни здесь. Если, конечно, мы говорим о подлинной демократии. Но никто и не выступает за одностороннее решение приднестровской проблемы.
РГ | Противники молдавской власти обвиняют Кишинев в том, что он стремится использовать Евросоюз и США в качестве дубинки для давления на Приднестровье. Иными словами, Кишинев пытается решить крайне болезненную для республики проблему чужими руками. Некоторые аналитики не исключают силового варианта развития событий в регионе.
де Сегед | Евросоюз - не дубинка. К чему мы стремимся? Мы хотим помочь найти такое решение, чтобы Молдавия реально объединилась. Для этого нужно много работать с Кишиневом и Тирасполем, Россией и Украиной. Что мы и делаем.
Силовой вариант развития событий я исключаю. В моем мандате четко сказано - содействовать решению конфликта исключительно мирным путем.
РГ | На днях Кишинев озвучил официальную точку зрения по поводу формата миротворческой операции в зоне безопасности. Речь идет о желании молдавских властей исключить из него российских миротворцев. Однако в Тирасполе выступают против таких инициатив.
де Сегед | Мне кажется, что нынешняя миротворческая операция в регионе далека от идеала. Хотя бы потому, что в ней участвуют обе противоборствующие стороны. Нам кажется оптимальным вариантом участие в миротворческой операции многонациональных сил под эгидой ОБСЕ. Российская сторона из этого процесса не исключается, но не должна доминировать.
РГ | Как вы оцениваете план приднестровского урегулирования украинского президента Ющенко? Почему, на ваш взгляд, он не работает, хотя принят Кишиневом и Тирасполем?
де Сегед | Я не согласен, что план Ющенко не работает. Это широкий план, одна из главных идей которого заключается в демократизации Приднестровья. Мы намерены послать в Тирасполь оценочную комиссию, которая даст рекомендации, какие условия следует выполнить для проведения в регионе свободных и демократичных выборов. Сейчас мы определяем мандат этой миссии.