20.12.2005 02:00
Экономика

В Воронежской области собираются развивать туризм

Воронежская область намеревается покинуть "туристические задворки" и развивать гостиничный бизнес
Текст:  Лариса Карташова (Воронежская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (3955)
Читать на сайте RG.RU

По оценкам Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России "при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры" позволяют принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год (сегодня в несколько раз меньше), что означает доходы немалые. А ведь еще наши соотечественники, которые были бы не прочь постранствовать по родной земле.

Современная туриндустрия - одна из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, ее еще называют невидимым экспортом: из страны никакое достояние не вывозится, зато деньги текут рекой. По данным Международного валютного фонда, с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и топлива. Однако во многих российских регионах - и Воронежская область здесь не исключение - туризм по-прежнему не воспринимается как полноценная отрасль экономики.

Турист: анфас и профиль

В Советском Союзе не было такой науки как турология, как не было и масштабного въездного туризма. Поэтому с определением самого туризма и его экономической роли не очень-то заморачивались. Первое внятное определение, сообразующееся с рыночными реалиями, было дано в 2002 году в правительственной концепции развития туризма в РФ. Многим эта "концептуальная" трактовка покажется необычной: туризм - это временные (от суток до полугода) выезды граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью. То есть вопреки общераспространенному мнению турист - это не только тот бородатый и с рюкзаком дядька, который взбирается на скалистые горы или сплавляется по речке. Абитуриенты, которые наводняют Воронеж в начале лета, - туристы, отдыхающие в воронежских санаториях - туристы, приезжающие на фестиваль авторской песни "Рамонский родник" и паломники в Задонском монастыре - тоже туристы, равно как к этой категории должно отнести кандидатов и докторов наук, участвующих в научной конференции "Сейсмотектоника платформ". Чем больше туристов, тем больше рабочих мест и доходов, соответственно - больше налогов в бюджет.

В Воронежской области сегодня работают порядка 150 фирм, но все они ориентированы на выездной туризм, т.е. не сами создают продукт, а перепродают уже готовый: являются своего рода насосом по выкачиванию денег из страны вообще и региона в частности.

"Крокодил не ловится, не растет кокос…"

Отсутствие такой притягательной для туриста экзотики не должно удручать. Потому что везде свои "кокосы" - их только надо терпеливо возделывать и оповещать о них всему миру. Например, не секрет, что все едут на Тайвань за тайским массажем. Что на Мальте быстрее всего можно выучить английский язык. Что Сорбонна притягивает туристов так же, как египетские пирамиды. Что более двух миллионов человек каждый год собираются на пивной фестиваль в немецком городке с 50-тысячным населением. Одним словом, мотивы посещения того или иного региона могут быть самые разные. Если такой мотивации нет (во что, честно говоря, верится с трудом), то ее стоило бы выдумать. В некоторых российских регионах это давно уже поняли. Пожалуй, самый известный туристический пиар-проект - "Дед Мороз" в Великом Устюге. Знаменитый Дед - детище местных властей, они его придумали, поселили, провели дороги и т.д. Теперь каждый год поглазеть на этот новогодний персонаж, прикоснуться к чуду приезжают несколько десятков тысяч туристов. В Краснодарском крае тоже осознали, что море, солнце и вино - хорошая, но все же недостаточная мотивация для массового туризма. Стало бурно развиваться местное мифотворчество: обросли легендарными подробностями водопады, скалы, долины. И правильно: ведь отдыхающих привлекают не только живописные виды, но и сказочный ореол вокруг них. А Вологодская область презентует себя как самобытный русский север - средоточие деревенского туризма (так замысловато назвали охоту с рыбалкой). В небольшом Мышкине (город классической провинции, как его позиционирует местная власть) ставку сделали на симпатичного грызуна: создали единственный в мире музей мыши и даже "мышиный" театр. Одним словом, в деле привлечения и развлечения туристов любой созидательный креатив хорош.

Что же касается Черноземья вообще и воронежского региона в частности, то здесь особо похвастаться нечем. Не потому что достопримечательности в дефиците - их более чем достаточно. Причина в другом: долгое время воронежские власти, позиционируя регион, делали акцент на АПК, ВПК и самолетостроении. А туристический потенциал оставался как бы за скобками, соответственно и достопримечательности "покоились" будто зарытый в землю "до лучших времен", а потом забытый клад.

Чем богаты воронежцы? С советских времен остался список привлекательных для туристов объектов: санатории, турбазы, исторические памятники, музеи - всего около 100. Сегодня этот перечень пополнился театрами, выставкам, мемориальными досками. Воронежская область - родина Платонова, Бунина, Кольцова, Никитина: самое место проложить здесь "литературный" маршрут. Близ Воронежа сохранилась церковь, где освятили первый построенный в России военный корабль. Дуб из Теллермановской рощи и воронежский чернозем представлены в качестве эталонов в Парижской палате мер и весов. Есть и другие, не совсем традиционные, но для некоторых туристов очень притягательные объекты. К примеру - аномальная зона в Новохоперском районе (излюбленное место уфологов), где периодически наблюдают нечто таинственное и светящееся.

Кстати, швейцарские эксперты, года два назад посетившие регион на предмет оценки его туристского потенциала, пришли к выводу, что область привлекательна, в частности, для иностранцев, изучающих русский язык: быть студентами здесь для них намного дешевле, чем в столице. К тому же Москва с Питером, по мнению швейцарцев, по образу жизни приблизились к Западу и в каком-то смысле утеряли свою "русскость" - в этом плане Центральное Черноземье для иностранцев предпочтительней.  Также, по словам экспертов, для детей и внуков тех, кто воевал здесь во время Второй мировой войны, Воронежская область тоже представляет интерес. И, надо сказать, опыт районного города Россошь, куда с завидной регулярностью наведываются потомки альпийских стрелков, - тому подтверждение. Есть еще один несомненный плюс: Воронежская область - самая южная точка севера и самая северная точка юга, а это значит, что северянам, которым чревато для здоровья без предварительной подготовки отправляться в южное пекло, отдых в здешних умеренных широтах - самое то.

Есть надежда, что в ближайшее время отношение к туризму начнет меняться к лучшему. Как заявил руководитель областного управления культуры и туризма Иван Образцов, на развитие воронежского туризма в последние годы выделялось 0,0 рубля: "Но мы надеемся, что в бюджете-2006 средства на эти цели будут предусмотрены". В ближайшее время на обсуждение экспертного совета областной администрации выносится  программа по становлению и развитию туризма в Воронежской области. Предполагается образовать так называемое "Воронежское золотое кольцо", куда войдут знаменитый замок принцессы Ольденбургской, живописная усадьба Веневитинова (в этом году в России отмечали 200-летие со дня рождения поэта), где, кстати, по выходным дням проводятся церемонии бракосочетания. Село Костенки, где во времена палеолита была стоянка первобытного человека и где сейчас находится археологический музей. Дивногорье - уникальный  музей под открытым небом: пещерные меловые церкви ХVII века. И наконец Хреновской конезавод, которому в будущем году исполнится 230 лет.

Офис вместо номера

Существуют такие понятия, как туристические ресурсы (те самые объекты, ради которых люди отправляются в путь) и туристический потенциал (попросту говоря - качественный сервис). По словам специалистов, если сравнивать Россию с США, то ресурсами наша страна много богаче, чего не скажешь о потенциале - здесь мы пока и близко не можем конкурировать с американцами. То есть одних красот и достопримечательностей для привлечения туристов явно недостаточно - нужна развитая инфраструктура. В частности, - современный аэропорт и хорошие дороги. Качество местной дорожной сети, кстати сказать, не выдерживает никакой критики - особенно что касается дорог проселочных и в Воронеже. Кстати, известный актер Алексей Гуськов, недавно побывавший на гастролях в столице Черноземья, впечатлившись бездорожьем, публично заявил: мол, не мешало бы вашему градоначальнику привести в порядок проезжую часть. С комфортным транспортом дело тоже обстоит не лучшим образом - к примеру, автобусы с кондиционерами и прочими элементарными удобствами на воронежских дорогах - большая редкость.

С гостиницами - тоже беда. Во-первых, - их мало (полсотни на всю область). Причем даже эти немногие зачастую используются не по назначению: где помещение отдали в аренду под офисы, где его переделывают под административное здание, где разрывают на части собственники и т.п. Во-вторых, обустройство гостиниц и сервис оставляют желать много лучшего. Аскетический интерьер, вода по графику - с такими "национальными особенностями" готов мириться далеко не всякий. Несколько лет назад в Воронеже решили собрать восемь лучших стрелков, чтобы они на базе стрелкового комплекса провели мастер-класс. Нашли в разных гостиницах восемь люксов - приезжайте, мол, дорогие спортсмены, постараемся к вашему приезду их освободить. Мэтры возмутились: мы будем жить в сарае?! В номерах, которые меньше 300 долларов стоят?! Мы, конечно, хотим собраться, пообщаться, пострелять - но не в таких же условиях!

Конечно, с тех пор ситуация изменилась к лучшему, но лишь на малую толику. В частности, сразу два отеля подали заявки на присвоение класса в четыре и пять звезд. По этому поводу в Воронеж  на прошлой неделе приезжали эксперты из Москвы, которые провели оценку гостиниц согласно положению о классификации, утвержденному распоряжением правительства в июле этого года. Во второй половине января вопрос о присвоении класса воронежским гостиницам-первопроходцам будет рассматриваться на заседании специальной аттестационной комиссии. Если попытка окажется успешной - глядишь, остальные владельцы гостиниц тоже захотят дотянуться до звезды - хотя бы до одной.

   прямая речь

Александр Васильев, историк моды:

- Я побывал в музее им. Крамского - там собраны картины, которые стоят не один миллион евро. Но об этой потрясающей коллекции никто не знает, потому что музей никак ее не позиционирует, потому что у музея даже сайта нет. Я не смог приобрести там ни брошюру о музее, ни каталог произведений, ни даже открытку с изображением одного из них. Будучи приезжим, я без сопровождения не смог бы найти музей и полюбоваться шедеврами, потому что, во-первых, я вряд ли узнал бы о нем, во-вторых, мне было бы трудно - в отсутствие путеводителя - его отыскать. Работники музея жалуются, что культурному учреждению катастрофически не хватает средств. Но деньги сами никогда не появятся - для этого нужно организовать туристический поток и продумать "музейную" торговлю. На Западе ведь как устроено: посетители выходят из музея и идут в здешний магазин, где продается товар на все дурацкие вкусы: подушки, закладки, тарелки, конфеты, значки с символикой музея. Даже если я изначально ничего не собирался покупать - все равно что-то куплю: мне, к примеру, нужно дарить коробку шоколада - так пусть лучше это будет изысканная коробка - к примеру, с "Видом с Монмартра" Ван Гога. Одним словом, я думаю, что гораздо продуктивней будет не жаловаться на жизнь, а пытаться как-то изменить ее.

Предполагается образовать "Воронежское золотое кольцо", куда войдут замок принцессы Ольденбургской, усадьба Веневитинова, Костенки, Дивногорье, Хреновской конезавод

Бизнес Воронежская область Центральная Россия