22.12.2005 02:00
Общество

Герман не понимает противников кинофестиваля на Дворцовой площади

Алексей Герман не понимает петербуржцев, протестующих против кинофестиваля на Дворцовой площади
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3957)
Читать на сайте RG.RU

Власть поддержала - и тут же в Смольный полетели письма с требованием "чужих не пущать!". В декабре Рудинштейн представил городу очередной вариант "фестивального городка" на Дворцовой площади. Но противники кинофеста считают, что "историческая площадь должна быть неприкосновенна".

Против фестиваля - Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Даниил Гранин, Андрей Петров, Александр Сокуров.

И, конечно, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, считающий, что Дворцовая площадь должна принадлежать не городу, а Эрмитажу. Сегодня слово режиссеру Алексею Герману, поддержавшему идею проведения в Петербурге единственного в Европе фестиваля европейского кино и согласившийся стать его художественным руководителем.

Российская газета| В этой дискуссии одним из самых удивительных моментов кажется отождествление кино с балаганами и подозрение, что зрители "загадят" площадь. Михаил Пиотровский в интервью даже утверждает, что "кино - не искусство, не культура. Это массовый, зрелищный бизнес".

Алексей Герман| Во времена первой "оттепели" после сталинских холодов в Ленинграде прошел фестиваль итальянского кино. Билеты распределялись среди советской "рабочей элиты" - той, которая когда-то голосовала за расстрелы, запреты, скандировала "руки прочь от...". Нормальный человек - учитель, врач, читающий рабочий и тем более студент - купить их не мог: билетов не было в кассе. Сеансы начинались в 8 утра. Дрессированные рабочие, если была возможность поспать, спали. Или работали. А жены и дети продавали билеты. Мы их и покупали. И, потрясенные, смотрели феллиниевские "Ночи Кабирии", "Дорогу", фильмы Антониони.

После, когда меня спрашивали, что на меня повлияло - Товстоногов, Музиль, Козинцев, - я отвечал: вот это открытие итальянского кино. Сейчас же не мясник в лавке, а членкор, директор царского дворца лишает права называться искусством картины великого Бергмана, Куросавы, Феллини, Тарковского, как и Параджанова, Иоселиани, молодой Муратовой... Эти фильмы - не просто искусство. Это высшее после поэзии проявление человеческого духа. Сколь-нибудь вразумительного объяснения этому заявлению Пиотровского нет. Возможно, он смотрит телевизор, на чем его знания о кинематографе и заканчиваются...

РГ| Но в числе противников и Александр Сокуров.

Герман| Мой отец как-то ехал с известным ученым из Ленинграда в Сосново. Тот сказал: "Я пришел к выводу, что Лев Толстой - плохой писатель". Папа остановил машину и попросил собеседника проверить, работают ли стоп-сигналы. И когда тот вышел, просто уехал, оставив ученого на шоссе.

Забавно, но через несколько лет ученый извинился. Ведь он не только глупость сморозил, но и оскорбил великое искусство. Есть люди, которые жизнь тратят, чтобы произвести на общество впечатление. Одновременно на двух программах телевидения блистают, но не справляется их ум со всеми проблемами века. Тут важно, чтобы от их самоуверенности не страдала культура огромного мегаполиса. А сейчас такая опасность существует. Предприимчивость и самоуверенность, объединенные в одном человеке, - страшная сила. А уж соединенные в один "разящий кулак"... Профессор, два полковника Ленинградского военного округа, эстет-режиссер Сокуров, адвокат Шмидт.

Все о разном, но едины в одном: запретить. Тут и неминуемое убийство Пиотровского (Сокуров), нарушение статуса "гостиной города" (он же); "руки прочь от культурных ценностей", и здесь на площади военные объекты (полковники); загаживание города в связи с отсутствием уборных и, в частности, загаживание собственного подъезда (адвокат Шмидт).

Что удивительно, обращение к губернатору против фестиваля, ничего о нем, в сущности, не зная, подписали такие достойные и уважаемые люди, как Лавров, Гранин, Темирканов. Не зная, что фестиваль - это разборная прозрачная конструкция, что все собирается и убирается накануне и после. Что технология отработана. Что "шатры" ставились и на площади святого Марка в Венеции, и в Локарно. Как я себе представляю, к ним обратилась некто Кантор, в прошлом способная журналистка, что-то нащебетала - а те взяли и подписали. Пошли, мол, прочь со своим фестивалем.

"У меня подъезд загадят", - заламывает руки адвокат Шмидт. Ему не про подъезд думать надо. У него подзащитного на девять лет посадили. А подъезд загадят в любом случае - будет фестиваль или не будет. Кстати, если будет, загадят меньше - искусство благотворно влияет на нравы. Да и полковникам есть о чем подумать. Еще год назад солдаты у "Ленфильма" милостыню просили. А нынче прогресс - дачи генералам строят.

Вернемся к итальянскому фестивалю 50-х. Тогда, уходя с просмотров, рабочие (не хочу обидеть всех рабочих - я про так называемых "сознательных" рабочих, кучкующихся вокруг парткомов) не только бранились и плевали в экран, но и пытались силой вытащить из зала нас. Я был спортсменом, боксером и отбивался, чтобы досмотреть кино.

Теперь умудренные благородные старцы решают за ленинградское студенчество, за интеллигенцию. Я никого не хочу учить, но старость большей частью консервативна. Когда-то Михаил Горбачев собирал у себя интеллигенцию для так называемых проблемных дискуссий. И всегда вставали немолодые люди и просили что-нибудь запретить. Сац просила запретить Яновскую, Иванов (писатель) - запретить Войновича...

РГ| Против выступил и Всемирный клуб петербуржцев...

Герман| Для меня это таинственная организация. Есть цифра: 52 процента петербуржцев высказались за фестиваль. И именно на Дворцовой. Это нормально - не случайно сложилась практика, когда центральные площади крупнейших городов мира становятся местом форумов национального значения. Мне непонятно, по какому праву господа берут на себя право решать, что городу можно позволить, а что "гнать и не пущать".

Я петербуржец в пятом поколении. Могу только приветствовать эту идею, благодаря которой наши не избалованные зрелищами жители увидят хорошее кино. И может быть, для некоторых это станет таким же эмоциональным шоком, как для нас - фестиваль итальянского кино.

Может быть, кто-то поймет: то, что они смотрят по ТВ, - чаще всего не кино. "Антифестивальные" бойцы и слушать не хотят, что в случае их победы не будет и фестиваля студенческого молодого кино. Что скорее всего изничтожится от отсутствия денег фестиваль документального кино "Послание к человеку".

Отец мой одним из первых получил доступ к документам ВЧК и ОГПУ и рассказывал мне, что большевики не сразу принялись запрещать в искусстве. До этого они с интересом знакомились с обращениями к ним этих самых работников искусств с просьбой запретить, наказать, изъять, а то и еще хуже... А уж потом почувствовали вкус и взялись, да еще как...

РГ| Любопытно, что люди, выступающие против фестиваля, в то же время молчат, когда на Дворцовой проходит презентация новой модели Porshe...

Герман| И представлял это шикарное авто сам Пиотровский. Я видел по телевизору. Во мне возникло нечто брезгливое - когда после всего наговоренного г-н Пиотровский лично на этой именно площади, в этой гостиной города, у этих же, господа полковники, "секретных объектов", демонстрирует дорогущие западные машины. Во всех подобных случаях ответ один: причина - деньги.

Сегодня Эрмитаж превратился в бренд, который можно размещать на банках кока-колы, на бутылках красного вина в Италии, чьи экспонаты используются как заставки в мобильниках... Но вот что непостижимо. В том же интервью Пиотровский говорит: "Нельзя на Дворцовой площади раздавать суп нищим". Это-то как?! Господин Пиотровский может верить в Бога, может не верить. Это личное. Но раздавать нищим суп и хлеб можно везде.

Образ жизни Кино и ТВ Санкт-Петербург Северо-Запад