Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов заметил, что вокруг рекламы происходит нечто странное. Фирма, связанная с Борисом Березовским, по словам депутата, скупила 60 процентов баннеров в Москве. И теперь "оранжевые" люди могут нести москвичам через наружную рекламу свои "оранжевые" идеи. А новая редакция Закона "О рекламе" не предусматривает никаких мер, чтобы противодействовать подобным политически опасным захватам рекламного рынка. На этом основании Алексей Митрофанов обвинил одного из авторов законопроекта Владимира Мединского в подготовке "оранжевой революции" и предложил снять документ с рассмотрения. Коллегу поддержали вице-спикер Владимир Жириновский и первый вице-спикер Любовь Слиска, которой новая редакция закона не понравилась с самого начала. В подготовленном ко второму чтению законопроекте она по-прежнему не увидела ничего, что работало бы на пользу людей. Парламентское большинство единодушно согласилось отложить вопрос. Повестка вчерашнего дня была перегружена, и тратить время на спорный законопроект им не хотелось.
Госдума приняла во втором и сразу в третьем чтении президентские поправки в Закон "О гражданстве Российской Федерации", которые позволят бывшим гражданам СССР, проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации, но в силу тех или иных причин не имеющих российского гражданства, реализовать свое право на его приобретение в упрощенном порядке.
Однако споров вчера все-таки избежать не удалось. Дискуссия возникла вокруг поправок в некоторые законодательные акты, уточняющие разграничение полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Депутаты уже в ходе второго чтения законопроекта несколько раз делали остановку, чтобы отреагировать на очередное предложение кого-нибудь из депутатов прекратить обсуждение и создать группу, которая бы доработала документ. Коммунист Анатолий Локоть заявил, что нельзя "скоропалительно" принимать законопроект, это может привести к тяжелым последствиям: "Кто-то давит, депутаты прогибаются, и получается очередной брак", - заметил он.
Даже "единороссы" находили законопроект "сырым", невнятным, поспешным. Во время обсуждения вдруг обнаруживалось, что профильные комитеты даже не видели поправок, которые требовалось оценить. А председателю Комитета по вопросам местного самоуправления Владимиру Мокрому почему-то было приписано авторство идеи об исключении из 131-го закона федеральных полномочий по экологическому контролю, против чего он категорически возражал.
Впрочем, острота дискуссии была вполне объяснима - разделение полномочий сопровождалось дележом собственности и ресурсов. И не всех депутатов устраивали предложенные варианты. Ильдар Габдрахманов выступил против "экспроприации" федеральным центром собственности субъектов Федерации и муниципалитетов. Председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский предположил, что закон может быть из-за этого оспорен в Конституционном суде. Против передачи лесов в региональную собственность выступил Анатолий Грешневиков. Председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин, поддержавший поправку, назвал передачу лесов субъектам Федерации оправданной, потому как новая норма позволит развивать малый бизнес, который будет заинтересован в обновлении лесов. Они без хорошего хозяина сегодня "гниют и самозаражаются". Ровно такая же история с объектами культурного наследия, которые, как и леса, передаются "вниз". "Это просто концерт", - заметил в ответ на высказывание Гришина о развитии малого бизнеса председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Он, как и председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, выступал также против возврата в практику договорных отношений между РФ и субъектами РФ.
Но законопроект был все-таки принят во втором чтении. Объясняя суть перемен во властных полномочиях, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко отметил, что региональная власть теперь может предпринимать "дополнительные меры по социальной защите населения". "Если в региональных бюджетах есть деньги на решение социальных проблем населения, но нет права ими воспользоваться - Бюджетный кодекс не позволяет, то такая правовая ситуация несправедлива. И Государственная Дума исправила эту несправедливость". Но на субвенции федерального бюджета это не распространяется. "Использовать их по-прежнему предстоит строго по назначению". Катренко обратил внимание на то, что ко второму чтению в законопроект была предложена поправка, дающая "правительству право устанавливать критерии эффективности работы региональных органов государственной власти по осуществлению соответствующих полномочий. Более того, правительство получило право передавать региональным органам власти в собственность или управление материальные объекты для осуществления этих полномочий".
В словесную дуэль между "единороссом" Андреем Макаровым и Владимиром Рыжковым, не связанным никакими фракционными узами, вылилось второе чтение нашумевшего законопроекта. Рыжков, как и многие другие депутаты, оценил большую работу, которую проделал Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций по совершенствованию законопроекта, стараясь учесть принципиальные замечания, поступившие от президента, Общественной палаты, правозащитников, депутатов Госдумы, а также европейских и американских коллег, но при этом "не выплеснуть и своего ребенка". Не будет абсолютно никакой перерегистрации, порядок регистрации для некоммерческих организаций с образованием юридического лица - уведомительный. Порядок уведомления о регистрации иностранных НКО и их представительств будет прописан в действующем Законе "О некоммерческих организациях". "Любители кактусов могут не беспокоиться, никто их уведомляться не заставит", - заметил глава профильного комитета Сергей Попов. В законопроекте предусмотрены нормы обжалования действий регистрирующего органа. Финансовый контроль исключен из функций регистрирующего органа.
Однако, по мнению Владимира Рыжкова, исправленный ко второму чтению законопроект "приемлем лишь на пятьдесят процентов", в нем остаются возможности для чиновничьего беспредела. "По вашему мнению, все некоммерческие организации состоят из белых и пушистых, а правительство сплошь из негодяев, которые спят и видят, как бы закрыть некоммерческую организацию?" - возражал Рыжкову Андрей Макаров.
Парламентское большинство было на стороне "единоросса". Законопроект поддержали 376 депутатов.