Владимир Платонов | Так всегда бывает: пока власть работает нормально, ее не замечают. Это как лампочка, включая которую, никто не ждет выскакивания искры благодарности к Чубайсу. Все же хорошее СМИ, как правило, подают лишь как заслугу исполнительной власти. Например, планируется в 2006 году повысить городские ежемесячные доплаты ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и другим социально незащищенным москвичам. Такое решение стало возможным потому, что гордума заложила в бюджет необходимые средства. Но кто об этом вспомнит?
У подобного отношения - исторические корни. Московская городская Дума появилась в 1993 году, когда две ветви власти нашего государства боролись друг с другом. Победила исполнительная власть, у которой танков оказалось больше. С тех пор роль парламента недооценивается. Но я уверен, что все еще впереди, и он обязательно займет место, которое занимает парламент в любом демократическом правовом государстве.
Можно, конечно, было попытаться выбрать более короткий путь к известности, как ,собственно, и пытались некоторые партии в предвыборную пору.
Как старуха Шапокляк из прекрасного мультфильма о Чебурашке, они решили, что "хорошими делами прославиться нельзя", а потому нарывались на любой скандал. Поэтому я рад, что одну из партий суд решил снять за использование недозволенных методов агитации, объяснив таким образом всем, что в пороховом складе спичками не балуются. Хотя по большому счету смотреть на ту политическую борьбу было просто грустно. Я внимательнейшим образом изучил программы коммунистов, "Яблока"... Ни те, ни другие даже не попытались всерьез задуматься над реальными проблемами города и его жителей. А то что они обещали сделать, уже делается и без них - вроде переселения горожан из снесенных пятиэтажек в районы, где они проживали прежде.
РГ | На избирательных участках столицы было испорчено 60 тысяч бюллетеней: на их полях люди писали в адрес власти неприличные слова. Не считаете ли вы это формой протеста против того, что гордума не признает инакомыслия?
Платонов | В избирательной кампании участвовало 8 партий. Значит, выбор у москвичей был. И то, что кто-то, придя на участок и не найдя любимого лица среди кандидатур, решил перечеркнуть остальные фамилии, было тоже осознанным выбором. Так какое же это отсутствие инакомыслия?
РГ | Владимир Михайлович, скажите, что должна сделать исполнительная власть, чтобы Мосгордума хоть раз вошла с ней в клинч? Или покладистости депутатов нет предела?
Платонов | Городская Дума и в самом деле не похожа на своего предшественника, Моссовет. Не кричим, не деремся, никого не грозим уволить, уничтожить. И тем не менее почти все время находимся в конфликте интересов с правительством Москвы. Дело в том, что лишь единицы проектов законов, выдвинутых Тверской, 13, почти с ходу принимаются Петровкой, 22. Обсуждение остальных всегда сопровождается жаркими спорами. Свидетельство тому - почти 15 тысяч поправок, внесенных депутатами в законы города Москвы. За каждой из них стоит столкновение. На четыре законопроекта, предложенных гордумой, в ходе этой борьбы мэр накладывал свое вето, два из которых впоследствии общими усилиями мы преодолели, а два так и остались непреодоленными. Но все это - не спор ради спора и не конфликт ради конфликта, а прежде всего сотрудничество двух ветвей власти в интересах москвичей.
РГ | Вы подчеркиваете, что для столичных депутатов важнее дело, а не возможность высказаться на тему "есть ли дурни на Сатурне". Поэтому давайте поговорим, например, о поборах, от которых Дума обещала избавить на платных парковках...
Платонов | Какой-то порядок вместо беспредела, царившего на парковках в городе в начале лета, нам все-таки удалось навести. Но с наскоку проблему полностью не решишь, хотя бы потому, что еще слишком мало в городе цивилизованных паркингов, чтобы требовать от москвичей пользоваться лишь ими. Их нужно строить, что, собственно, город и делает. Лишь потом можно будет стимулировать пересадку горожан с личных авто на общественный транспорт.
РГ | Председатель Совета Федерации Сергей Миронов ставит перед правительством РФ вопрос о финансировании строительства метро в Москве в соотношении 50:50. То есть одну половину расходов чтобы возмещал из своего бюджета сам субъект Федерации, а другую - федеральный. Поддержите это предложение?
Платонов | Москва не переставала заниматься развитием метро даже тогда, когда у нее отняли дорожный фонд. Каждый год сдаем по нескольку станций. Ну а главное, наконец, удалось расконсервировать строительство на ряде линий. Дело в том, что его заморозка стоила безумных денег, к которым если чуть-чуть добавить средств, получится готовая ветка. Конечно же, я буду счастлив, если федеральный бюджет тоже начнет вкладывать средства. Глядишь, и к моим избирателям еще раньше дойдет подземка - до Внуково, Новопеределкино, Митино.
РГ | А как вам нравится то, что, пытаясь успеть приватизировать квартиру до 1 января 2007 года, вот уже полгода москвичи чуть ли не ночуют у приватизационных пунктов?
Платонов | Это, конечно, полное безумие, организованное федеральной властью. Чтобы избавить от него жителей столицы, депутаты гордумы работают в двух направлениях. Во-первых, вышли с законодательной инициативой в Госдуму РФ о продлении срока бесплатной приватизации до 2010 года. Параллельно смотрим, как упростить существующую систему оформления документов. Прежде всего пытаемся выяснить, насколько необходима созданная чиновниками организация, вокруг которой и роятся сейчас очереди.
РГ | Хотелось бы поинтересоваться судьбой еще одного нашумевшего законопроекта. Какая все-таки была необходимость сосредотачивать решения, касающиеся проведения митингов, шествий и других общественных акций, непременно в руках мэра?
Платонов | Шума было больше по поводу фашистского марша, состоявшегося 4 ноября. А вот правды о нем так никто и не написал. Провести акцию просил разрешить Евроазиатский союз, заявивший, что хочет поддержать первую годовщину праздника Дня народного единства. Им разрешили. Потом стала поступать информация, что в шествии готовятся принять какие-то другие партии, возможны провокации. Власти трижды предупреждали организаторов об ответственности, они заверяли, что все будет хорошо. Когда настал день, к манифестантам присоединились люди, не имевшие к ним никакого отношения. И провокация все-таки была организована. Можно ли было ее пресечь? Нет, как выяснилось в ходе наших парламентских слушаний. Дело в том, что федеральный закон предусматривает вмешательство лишь в акции, угрожающие жизни и здоровью людей. Здесь никто никому не угрожал. Но позора для города это не умаляет. Потому мы и попытались с помощью изменения московского законодательства предотвратить подобные вещи хотя бы в будущем. Кроме того, гордума готовится выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу, чтобы установить более жесткие правила проведения таких акций, предусмотреть для их организаторов более строгую ответственность.
РГ | Что-то слишком часто вы кидаете камушки в огород коллег с Охотного Ряда.
Платонов | Но Москва действительно страдает от того, что федеральное законодательство не учитывает специфики субъектов Федерации. Например, депутаты Госдумы лишили столицу возможности контролировать качество алкогольной продукции. Кривая смертности от отравлений немедленно взлетела вверх. Отняли право регулировать деятельность игорных залов и казино, число которых уже снижали с 85 до 30 - как Москва снова стала напоминать Лас-Вегас! Теперь ждем, когда федеральная власть примет закон о хотя бы частичном возвращении полномочий субъектам. Обещают, например, что каждому из субъектов отдадут регулирование правила спасения на водах. Правда, как им можно будет воспользоваться, я представляю плохо.
РГ | Почему?
Платонов | Сами посудите. Волга, например, протекает через десять регионов. И что, каждый будет вводить свои правила? В одном разрешат спасать на шлюпках, в другом - только на плоскодонках? Или у одних спасательные жилеты будут с длинными рукавами, а у других - с короткими? Дикость же. Я все-таки надеюсь, что вернут действительно жизненно важные полномочия. Тем более что ждать для этого мудрых решений, годящихся для всех сразу, совсем не обязательно. Ведь в Конституции России есть норма, позволяющая федеральному центру заключать договорные отношения с субъектами РФ.
РГ | Позвольте задать вопрос, на первый взгляд, философский. Вы говорите, что федеральная власть не учитывает специфики регионов. Почему? Разве у работающих в ней людей отсутствует логика? Они оторваны от земли?
Платонов | Было бы наверное, несправедливо сказать, что попадая на федеральный уровень власти, чиновники дурнеют. Просто всегда существует столкновение интересов. Вот и просим людей государственных: ребята, когда вы отвечаете за все, не забудьте и о нас. При проведении монетизации нас услышали. И дали регионам возможность подготовиться так, как они считали нужным. Кстати, для этого и существует Совет Федерации, чтобы на самом верху звучало мнение субъектов. К сожалению, голос регионов звучит там не очень сильно.
РГ | Ну а как Москва попала в ситуацию, что теперь в любой момент может остаться без тепла и света? Чубайс виноват?
Платонов | Чубайс. Но совсем не потому, что между ним и Лужковым идет борьба. Борьбы никакой нет, а есть защита Лужковым интересов москвичей. Спрашивается, почему же глава энергохолдинга позволил себе в такой циничной форме заявлять о том, что если в Москве в течение трех дней будет температура ниже минус 25, то энергетики начнут отключать потребителей? Проанализировав существующее законодательство, я понял, в чем причина. За последние два года энергетики внесли изменения в Гражданский кодекс РФ и закон о защите прав потребителей. Изменения минимальные - два-три слова, а последствия таковы, что энергетики теперь не несут ответственности перед потребителями в случае любой аварии, а не только на энергопроизводящих предприятиях, как это было раньше.
РГ | Значит, зря Юрий Михайлович недавно обещал привлечь Чубайса к уголовной ответственности, если Москву отключат?
Платонов | Не зря. В Уголовный-то кодекс РФ никаких изменений не внесли! Если отключат без согласия субъекта Федерации, а мы его не дадим, то придется за самоуправство отвечать по статье.
РГ | Владимир Михайлович, как вы относитесь к обсуждаемой сейчас идее переезда Конституционного суда РФ в Санкт -Петербург?
Платонов | Москва у нас столица России в соответствии с Конституцией РФ. Все, что касается ее, регламентирует закон о столице. Можно, конечно, все законы переписать, только зачем? Столица Германии, например, вернулась из Бонна в Берлин, чтобы восстановить историческую традицию. Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге никогда не было, так как до революции его в России не было вообще, как и самой конституции. Да, Петр в свое время не любил Москву, и было за что. Стрельцы его здесь чуть не убили, Софья обижала. Вот он и перевез столицу, построил новый город. Большевики потом тайно перевезли правительство обратно в Москву. Так что если говорить о возвращении традиций, то придется переводить на берега Невы снова все власти, а потом опять в Москву. Правда, прежде чем говорить об этом всерьез, я хотел бы услышать внятные аргументы, ради чего перевозить. У нас что, деньги у государства завелись лишние? Германия израсходовала на переезд в Берлин 10 миллиардов долларов.
РГ | Говорят, чем дальше будет КС от давления чиновников, тем более защищен от влияния коррупции.
Платонов | Ну, если дело только в этом, тогда суд надо переводить на Ямал. Далеко и холодно. Есть надежда, что не доедут. А в Питер коррупционеры доберутся быстрее судей. Впрочем, при современных средствах связи "давить" можно из любого места.
РГ | Правда ли, что депутаты нового созыва отказались ездить на старых "Вольво S-80" и пересели на новые "Ауди"?
Платонов | Отъездили 4,5 года без капремонта, теперь их обслуживание стало слишком дорого и потому принято решение заменить их на новые автомобили. Зарплата министра ведь никого не раздражает? Так почему должна раздражать машина?
РГ | Смотря какая зарплата. Правды ни от кого не добьешься.
Платонов | У депутатов гордумы в соответствии с распоряжением мэра, принятым еще в 1993 году, все как у министров правительства Москвы - зарплата, страховка, поликлиника, отпускные, машина...
РГ | Итак, зарплата...
Платонов | 80 тысяч рублей в месяц. Мне не стыдно ее получать, так как я ее отрабатываю.
РГ | А если депутат не ходит на заседания? Зарплата все равно идет?
Платонов | Увы! Москва не Берлин, где на депутата, ненадлежащим образом выполняющего свои обязанности, делается денежный начет. Российское законодательство не позволяет этого делать. Поэтому я вынужден пробивать закон об отзыве депутата.
РГ | А с помощниками депутатов разобрались? Или некоторые имеют до 200 человек?
Платонов | Навели порядок. Теперь внештатных помощников должно быть не более 30.
РГ | А зачем, например, тому же Олегу Бочарову было нужно так много?
Платонов | Это вы спросите у Олега Евгеньевича. Был у нас, например, еще в первом созыве депутат Станков. Направо и налево раздавал удостоверения члена комиссии по борьбе с коррупцией при Московской городской Думе, которой у нас никогда не было и нет.
РГ | Владимир Михайлович, вас избрали четырнадцатый раз. Не кажется ли, что волей-неволей, но, работая так долго на одном и том же месте, "глаз замыливается" и рано или поздно нужно куда-то уходить. Куда?
Платонов | Я работаю, пока интересно, пока получаю удовольствие от работы. Но, конечно же, вечно быть на этой должности не собираюсь, уступлю дорогу молодым и энергичным. Чем сам займусь? Трудно пока сказать. Знаю одно - я много раз в жизни начинал практически с нуля. Не побоюсь этого сделать и в будущем.