28.12.2005 01:00
Власть

Александр Яковенко: Внешнеторговый оборот страны увеличился на 30-53 процентов

Текст:  Александр Яковенко (заместитель министра иностранных дел РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3962)
Читать на сайте RG.RU

Продолжал возрастать приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Объем накопленных инвестиций достиг к октябрю 2005 года 96,5 млрд. долларов США, в том числе прямых - 43,3 млрд. долларов США. Свой вклад в дело укрепления позитивных экономических тенденций вносит и внешняя политика России, которая направлена на создание благоприятных внешних условий для развития национальной экономики. Именно эта задача выделена в качестве приоритетной в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом России Владимиром Путиным в 2000 году.

Одним из главных направлений дипломатической работы во внешнеэкономической сфере оставалось участие в переговорах, возглавляемых минэкономразвития, по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Значение этой работы в условиях глобализации мирохозяйственных связей и курса России на полноценную интеграцию в мировую экономику трудно переоценить. Либерализация российского внешнеторгового режима с сохранением, однако, дозированного протекционизма некоторых отраслей экономики, представляющих особый интерес, будет способствовать максимальному извлечению преимуществ из международного разделения труда.

В 2005 году было продолжено обсуждение проекта Итогового доклада Рабочей группы ВТО, который определит условия членства России в этой организации. Уже завершены двусторонние переговоры по условиям доступа на рынок товаров и услуг с подавляющим большинством стран - членов Рабочей группы.

Число вопросов, по которым пока не удалось достичь компромисса с отдельными странами (среди них - такие крупные "игроки", как США и Австралия), удалось свести к минимуму. Впрочем, урегулирование разногласий по оставшимся вопросам, учитывая их значение для российской экономики (в частности, это вопрос о возможности открытия в России прямых филиалов иностранных банков), представляет, как правило, и наибольшие трудности. Таким образом, тема присоединения России к ВТО останется в повестке дня российской дипломатии и в 2006 году.

Предпринимались шаги по дальнейшему расширению взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), нацеленного на вступление России в эту авторитетную международную организацию в среднесрочной перспективе.

Одним из важнейших направлений деятельности российской экономической дипломатии в 2005 году оставалось взаимодействие с международными финансовыми организациями (МФО). Улучшение экономической ситуации в России позволило ей не только не прибегать к финансовой помощи Международного валютного фонда (МВФ), но и поставить в предметном плане вопрос о досрочном погашении задолженности перед МВФ. В январе 2005 года Российская Федерация выплатила фонду весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США) и тем самым выполнила свои обязательства перед фондом.

Продолжилось взаимодействие с Всемирным банком (ВБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Сотрудничество же с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) позволяет привлекать долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первую очередь на цели развития инфраструктуры. Первый мандат Банка объемом 100 млн. евро был израсходован практически полностью. В 2005 году принято решение об открытии второго мандата на сумму 500 млн. евро, охватывающего Россию, Украину, Белоруссию и Молдавию.

Большое внимание уделялось поиску приемлемых решений долговых проблем. В рамках Парижского клуба кредиторов (ПК) было продолжено конструктивное взаимодействие России со своими зарубежными кредиторами. Его особенностью по-прежнему было легкое, а в отдельных случаях и с опережением графика, обслуживание Россией внешнего долга исключительно за счет собственных средств, без привлечения новых займов.

В 2005 году активно обсуждался вопрос о досрочном урегулировании части российской задолженности перед Клубом. По итогам переговоров Россией уже осуществлена соответствующая выплата в размере 15 млрд. долл. США.

Среди отраслевых направлений экономической дипломатии основное внимание уделялось международному сотрудничеству в сфере энергетики и транспорта. Проводился курс на содействие сохранению благоприятной для России ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти, продолжение контактов с ведущими экспортерами нефти, в том числе в рамках взаимодействия с ОПЕК, а также в двусторонних отношениях с Саудовской Аравией, Венесуэлой, Мексикой, Алжиром и другими нефтедобывающими странами.

Развивалось сотрудничество с промышленно-развитыми государствами по линии Международного энергетического агентства (МЭА). Активизировалось участие России в глобальном энергетическом диалоге. Большое значение придавалось обеспечению энергетического диалога с ЕС, Францией, Великобританией и США, переговорам в рамках Конференции Энергетической хартии.

Россия принимала активное участие в деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), последовательно проводя линию на повышение эффективности и практической отдачи от ее работы. Активизировалось участие России в деятельности рабочих групп ЧЭС по информационным технологиям и связи, транспорту, торговле и экономическому сотрудничеству, чрезвычайным ситуациям, энергетике, финансовым вопросам. Активно заработал Фонд развития проектов.

Сохранялось важное значение субрегиональных форматов экономического сотрудничества в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР). МИД координировал российское участие в Рабочей группе СГБМ по экономическому сотрудничеству, используя его с целью более насыщенного подключения российских министерств и ведомств к процессам многостороннего экономического сотрудничества в Северной Европе. Работа велась на основе Московского плана действий - программного документа, принятого в ходе встречи министров экономики и торговли стран СГБМ в марте 2002 года.

Конечно, российская экономическая дипломатия охватывала и такие бесспорно важные и приоритетные вопросы, как сотрудничество со странами СНГ, в рамках ЕврАзЭС и Единого экономического пространства, с Евросоюзом, который является нашим важнейшим торгово-экономическим партнером, с форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рядом других региональных и субрегиональных экономических группировок.

Каждая из этих тем заслуживает отдельного разговора. Важно, однако, подчеркнуть, что вопросы развития международных связей в их увязке с задачами экономического подъема страны всегда были и продолжают оставаться в настоящее время в центре внимания российской внешней политики, основанной на последовательности и взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена, вместе с тем на защиту национальных интересов.

Внешняя политика МИД