Вячеслав Фетисов | Прежде всего вспомнил бы о завершении Международного года спорта и физического воспитания, который был объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. ООН в последнее время обратила внимание на спорт как на один из инструментов, который поможет укрепить взаимопонимание между народами, решить многие этнические и социальные проблемы. А советник по спорту Генерального секретаря Адольф Оги предложил обсудить объединяющую роль спорта именно в Москве, на Международной конференции "Спорт и мир".
Российская газета | Вячеслав Александрович, можно ли в таком случае считать проведение московского форума самым значимым событием 2005 года?
Фетисов | Конференция, безусловно, стала очень важным мероприятием. Она показала, что наш вклад в инициативы ООН оценили по достоинству. Но прошедший год был важным и в плане определения стратегии развития спорта в стране. Поэтому главным приоритетом являлось создание Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы". Весь потенциал, все силы Росспорта были задействованы в этом беспрецедентном проекте. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить все министерства и ведомства, которые помогали нам в работе над будущей программой. И вот буквально накануне Нового года правительство одобрило концепцию программы.
РГ | И в чем она состоит?
Фетисов | Федеральная целевая программа - это комплексное решение всех проблем, связанных с массовым спортом, с созданием условий для всех слоев населения, но особенно для детей и молодежи. Мы прекрасно понимаем, что без их вовлечения в этот процесс решение многих социальных проблем невозможно. Нельзя прятаться от неприятной реальности - в нашей стране уже никого не удивляют наркомания в школах, ранний алкоголизм, детская преступность. Конечно, спорт не может быть панацеей от всех этих бед, но спорт дает альтернативу, помогает противостоять злу. Согласно исследованиям, если к 12 годам ребенок занимается спортом, то у него вырабатывается своеобразный иммунитет к употреблению наркотиков, алкоголя, табака. Он растет более дисциплинированным, с совершенно другими жизненными установками. Мы не говорим, что из него обязательно вырастет олимпийским чемпион, но он будет здоровым, по-хорошему амбициозным, будет ставить пред собой цели и добиваться их.
РГ | Вы упомянули олимпийских чемпионов. Какое место в программе отведено большому спорту?
Фетисов | Создание условий для развития спорта высших достижений - также неотъемлемая часть наших планов. И вообще, мы стараемся увязать это понятие и понятие "массовый спорт", сделать их единой составляющей. Без массовости нельзя отыскать и развить таланты, которые принесут России золотые медали на чемпионатах мира, на Олимпийских играх.
РГ | А острый вопрос о том, где они, собственно, будут заниматься спортом, как решается в рамках одобренной концепции?
Фетисов | Мы приступаем к реализации плана строительства спортивных сооружений за счет капитальных вложений. И намерены создать на базе образовательных учреждений 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок. Для населения, для развития спорта по месту жительства предусмотрено строительство 1000 новых физкультурно-оздоровительных комплексов.
Что касается спорта высших достижений, то предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных баз, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров на территории России.
РГ | То есть и про регионы не забудете?
Фетисов | Росспорт строит свою политику через связь с регионами, и поэтому федеральная целевая программа базируется на активном вовлечении местных ресурсов в развитие спорта. Например, несколько дней назад я подписал соглашение о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта с правительством Санкт-Петербурга и губернатором города Валентиной Матвиенко.
Федеральное правительство уделяет регионам самое серьезное внимание. Михаил Ефимович Фрадков много ездит по стране, чтобы понять, какие есть проблемы на местах. Регионы отвечают взаимным интересом. Заявок на строительство, на проведение соревнований больше, чем можем освоить. Губернаторы понимают, что, вложив в развитие инфраструктуры, в создание системы соревнований, бюджет сэкономит на медицине - оплате "больничных листов", и на решении социальных проблем - строительстве, скажем, наркологических диспансеров. Мировая практика показывает, что вложенные в здоровый образ жизни, в спорт деньги окупаются в соотношении 1:3.
РГ | А можно назвать конкретные цифры? Какие средства предусмотрены на финансирование?
Фетисов | Серьезно увеличено финансирование физической культуры и спорта из федерального бюджета. Если в 2000 году эта цифра составляла чуть более 1 миллиарда рублей, а в 2005 году - 6,5 миллиарда, то на 2006 год запланировано 10,6 миллиарда рублей. То есть по сравнению с 2000 годом наблюдается увеличение финансирования более чем в 10 раз. А на реализацию программы закладываются огромные средства как из федеральных, так и местных денег. 106,6 миллиарда рублей - такого в стране не было никогда.
РГ | Вячеслав Александрович, а что происходит с проектом Федерального закона о спорте, которому вы тоже придаете большое значение?
Фетисов | В соответствии с поручением президента и решением правительства Росспорт разработал и внес на рассмотрение проект Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" в новой редакции. Хотелось бы отметить, что Совет Федерации уже принял поправки к 131-му и 184-му Федеральным законам, связанным с разграничением полномочий, с взаимодействием на всех уровнях. Надеемся, что в ближайшее время и Закон "О физической культуре и спорте в РФ" попадет в Главное правовое управление. Он действительно необходим и регионам, и федеральным властям, и общественным организациям, чтобы понять: кто, где находится, у кого какая ответственность, как мы будем взаимодействовать в дальнейшем.
РГ | Например, с Олимпийским комитетом России после недавних выборов президента...
Фетисов | Я присутствовал на Олимпийском собрании в качестве почетного гостя. Понимаю, что у многих возник вопрос: почему я не выступил с открытой поддержкой одного из кандидатов. Как госчиновник я не имел права вмешиваться, как не вмешиваюсь в деятельность общественных организаций, в принятие ими решений. Было крайне важно, чтобы со стороны нашей общественности, со стороны МОК не было никаких подозрений в давлении со стороны федеральных органов, чтобы не поставить под сомнение результаты выборов.
РГ | Но вы же все равно поддерживали одного из кандидатов - Ирину Роднину.
Фетисов | Ирина Константиновна была выдвинута спортивной организацией - Всероссийским добровольным обществом "Спортивная Россия", куда входят все самые великие спортсмены нашей страны. Я эту организацию создавал, я ее возглавляю. Как общественник, я всецело поддержал решение нашей организации выдвинуть Роднину на пост президента ОКР. Уверен, что Ирина могла бы отлично работать на таком ответственном посту и достойно представлять Россию.
РГ | И как же, на ваш взгляд, прошли выборы?
Фетисов | Выборы проходили в присутствии депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, сотрудников администрации президента. Им судить, насколько все было в рамках тех положений и законов, которые существуют в нашей стране и в международном спортивном движении.
Меня неприятно поразило то, что перед выборами активно использовались "черные" технологии. В других ситуациях все вроде к этому привыкли. Но тут открыто мазали грязью народных любимцев, настоящих героев, которые очень много сделали для страны, для отечественного спорта.
Ирина Роднина в очередной раз проявила чемпионский характер и мужественно переносила все эти запрещенные приемы. Не многие знают, чего ей стоили все переживания. Пусть вся эта возня останется на совести ее организаторов, если она у них вообще есть.
Во всей истории есть еще серьезный международный аспект. На то, что у нас происходит, внимательно смотрят в МОК, в ВАДА, в международных федерациях. Там тщательно отслеживают ситуацию в международном спортивном сообществе накануне Олимпиады. Виталий Смирнов как старший член МОК получил от Жака Рогге полномочия представлять эту организацию на собрании. Он отрапортует, насколько все соответствовало нормам. Те, кто инициировал дискредитацию наших спортсменов, руководителей спорта, членов МОК, нанесли урон нашей стране в канун Олимпийских игр и ослабили наши позиции. Так что вполне возможно, в какой-то ситуации мы вновь окажемся на ступеньку ниже той, что заслуживали.
РГ | Вы готовы к такому развитию событий?
Фетисов | В конце января мы передадим полностью подготовленную команду под оперативное управление Олимпийского комитета России. С этого момента сотрудникам ОКР предстоит использовать весь свой организационный опыт в создании необходимых условий для проживания, тренировок и выступления спортсменов накануне и во время Олимпийских игр. Надеюсь, что там сумеют квалифицированно решить все вопросы, и спортсмены не растеряют накопленный потенциал.
Росспорт, в свою очередь, постарался сделать все возможное и невозможное, чтобы создать условия для наших команд, и в первую очередь для спортсменов и тренеров. Проведены все организационные мероприятия, намеченные оргкомитетом по подготовке к Олимпиаде, который возглавляет Александр Жуков. Заявки спортсменов федераций удовлетворены, и на сегодня с их стороны мы претензий не имеем. Средства на вознаграждение чемпионов и призеров заложены в бюджет: 50 тысяч долларов за золотую медаль, 30 - за серебряную, 20 - за бронзовую.
Чтобы избежать скандалов, подобных тем, что были на прошлых Зимних Играх, в антидопинговой лаборатории Росспорта проверили всех включенных в команду - теперь важно, чтобы в Турине все было в порядке.
РГ | И тем не менее на медали мы обоснованно претендуем только в трех видах программы...
Фетисов | Сейчас дела обстоят именно так. Зато на 2010 год планируем совсем другой объем медалей. Готовы даже к созданию экспериментальных команд в Центре спортивной подготовки Росспорта.