Куда важнее в кратчайший срок отделить "чистых" от тех, кто "замарался" или же не хочет "выходить из тени". А для этого лучшего механизма, чем финансовая амнистия, пока не придумано. К тому же тривиальная задача возвращения в Россию "беглых капиталов" сейчас тоже отходит на второй план - инвесторы просто ломятся в Россию, да и миллиардами нефтедолларов мы пока грамотно распорядиться не можем.
Однако планы объявить в стране финансовую амнистию с 1 января 2006 года пока остались благими пожеланиями, и если это вообще случится, то не ранее середины лета будущего года. Так по крайней мере считают в руководстве российского минфина. Для начала, чтобы сдвинуть дело c мертвой точки, замглавы минфина Сергей Шаталов, больше известный как автор Налогового кодекса, предложил считать налоговую амнистию просто упрощенной декларацией капиталов.
Напомним, камнем преткновения на пути прохождения этого документа через различные коридоры власти оказался сам механизм финансовой амнистии, а не его политическая составляющая.
"Летний" вариант закона, отправленный правительством 11 августа на доработку, предусматривал лишь "денежное помилование": гражданин передает свои деньги сомнительного происхождения в российские банки, чтобы те работали на отечественную экономику, платит с них 13-процентный налог и - свободен. Правда, свобода эта была бы относительной: амнистия не касалась в данном варианте недвижимости и ценных бумаг.
К тому же если легализовались крупные суммы, эта информация в обязательном порядке поступала к финансовым разведчикам, а далее возможны варианты. Да и состоятельных граждан, решившихся на финансовое покаяние, летний вариант закона разделял на "чистых" и "нечистых" - от уголовного преследования освобождались лишь уплатившие подоходный налог, а те, кто преступил валютное или налоговое законодательство, могли увидеть "небо в клетку".
Первоначально ведомство Алексея Кудрина обещало правительству представить обновленный вариант закона к 1 ноября 2005 года, но споры продолжались и срок отодвинули снова. В частности, никак не могли договориться о ставке подоходного сбора. Минэкономразвития, например, продолжало настаивать на снижении ее с 13 до 7-9 процентов.
Минфин с этим не согласился, но пошел на другую уступку: замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что минфин согласен изменить свою "летнюю" позицию и снять из законопроекта положение об обязательном возвращении "беглых" капиталов в российские банки. А 23 ноября отечественные и зарубежные средства массовой информации узнали, что готов новый вариант закона о финансовой амнистии.
Вариант рабочий, в котором обещание Шаталова было выполнено: требование, выдвинутое президентом РФ в Послании к Федеральному собранию (амнистия должна "сопровождаться уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки"), скорректировано в сторону смягчения.
Теперь согласно ноябрьскому варианту гражданину достаточно задекларировать свои средства, причем любые, заплатить с них 13-процентный сбор и жить спокойно. Таким образом, финансовые разведчики отодвигаются на задний план, а с гражданином работают налоговики. Шаг, скажем прямо, либеральный и своевременный, но, к сожалению, он оказался практически единственным. Та же ставка сбора осталась прежней - 13-процентной (при размытом обещании минфина "снижать налоги"). Да и послабления нарушителям валютного и налогового законодательства не произошло.
В работе над новым вариантом закона о финансовой амнистии, как всегда, сказалась застарелая болезнь наших законотворцев: нежелание или неумение выстроить новый закон в полном соответствии с другими, с ним сопредельными и взаимодействующими законодательными актами. Например, с Налоговым кодексом РФ и, в частности, с его 45-й статьей.
С одной стороны, минфин предложил внести поправки в эту статью, упреждающие перепроверки налоговыми органами средств, которые уже легализованы, и блокирующие возможность привлечения законопослушных налогоплательщиков к ответственности, предусмотрев, что уплата налога будет исполненной, если налогоплательщик действовал в порядке, установленном законом об амнистии.
Но с другой - поправки не предусматривают распространение освобождения от уголовной ответственности налогоплательщиков, которые проштрафились до выхода в свет закона об амнистии, прощаются лишь те, кто недоплатил налоги после его вступления в силу.
Петр Дымов,
Алексей Владимиров
"ФК-НОВОСТИ"