12.01.2006 01:20
Культура

Инна Чурикова: У нас люди закаленные

Текст:  Александр Щуплов (Москва - Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (245)
Читать на сайте RG.RU

Инна Чурикова магнетически притягивает зрительские симпатии вот уже не одно десятилетие. "В огне брода нет", "Начало", "Мать", "Старшая сестра"... Даже ее эпизодическая роль достигает высокого художественного масштаба, а фраза "Доброе слово и кошке приятно" прочно вошла в наш речевой обиход. Мы встретились с Инной Михайловной в Минске на театральном фестивале "Золотой Витязь".

 - Какие ваши мечты, вы рассчитываете, что они могли бы осуществиться в наступившем году?

- Я хочу, чтобы у нас было много театральных фестивалей, чтобы зрители ходили в театр. Театр - фантастическое дело: ты пришел домой после работы, замученный, не всегда успеваешь переодеться, поужинать. Приходишь в театр - весь в своих заботах, может быть, с плохим настроением. И вдруг люди забывают обо всем, что с ними происходило до этого, и уходят через сцену в другую жизнь, в другое время, к другим людям - и обо всем забывают. Что это такое? Я встречала людей, которые не любят театр. Говорят мне: "Я в театр не хожу..." И мне хочется, чтобы человеку, который впервые приходит в театр, повезло: он должен встретиться с настоящим спектаклем, с настоящими актерами. Чтобы его не напугала первая встреча и родилось любовное чувство, сродни наркотическому, - человеку захотелось идти в театр... Поэтому я приветствую все театральные фестивали. То, что Беларусь поддерживает "Золотой Витязь", замечательно!

- Осенью прошедшего года вы участвовали в Третьем международном театральном форуме в Минске, на котором работала научно-практическая конференция "Театр христианского мира в эпоху глобализации". Главным вопросом на конференции был: является ли театр богоугодным делом? Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Не хочу думать, что я - грешница в своей профессии. Наверное, я не все понимаю, ошибаюсь... Но профессия наша - сердечная. После каждого спектакля сердце болит. Конечно, все зависит от того, куда ты направляешься, по какому пути. Когда после спектакля ты видишь со сцены людей, которые поднялись со своих мест и у них влажные глаза, преображенные лица, начинаешь думать, что театр - богоугодное дело. Люди должны уходить из зрительного зала с прекрасным состоянием души, какой бы сюжет им ни показывали. Если ты уходишь из зрительного зала и тебе не хочется ни жить, ни работать, зачем нужен такой театр? Я однажды посмотрела не очень удачную постановку пьесы Чехова - и мне показалось, что и Чехов - плохой драматург, и вообще - зачем работать в театре, может быть, поискать другую профессию?.. Хороший вывод? Мне кажется: не очень! Театр зависит от всех нас, создающих эту высокую интонацию! Хотя мы можем играть в пьесе и говорить о низком. Конечно, нельзя думать о себе слишком хорошо, но театр должен быть божьим делом. Если то, чем мы занимаемся, замешано на агрессии и превращает человека в животное, разрушает божественность человека, такой театр не нужен. Я люблю исследовать характер человека, он бывает порой очень непривлекательным, противоречивым. Правда, это главное и для актера, и для драматурга, и для театра. Вывод и извлечения тем не менее должны быть именно такими. Несмотря на противоречивость отбора спектаклей и пьес, театр остается творчеством. А процесс творческого созидания - это всегда замечательно!

- И все-таки, вспомним: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой..." Театр должен навевать "золотой сон" человечеству в лице отдельных зрителей? Ведь от правды на сцене, отображающей правду жизни, нынешний зритель может прийти в ужас. Может, стоит вернуться к сказкам советского времени, которые делали жизнь светлой...

- ...и при этом чудовищной. Вспомните все эти шарашки, тюрьмы...

- А сейчас его сначала напугают в театре, потом выйдет на улицу - там по голове шарахнет какой-нибудь бандит или наркоман...

- У нас люди закаленные. Так просто их не напугаешь. Человека надо уважать. Его нельзя обманывать. Может быть, и сказка нужна человеку, какой-то удивительный романтический сон - когда человеку трудно, он может его подбодрить: мол, не все потеряно. Но ведь и правда бодрит. Правда, не такая вульгарная, которую нам иногда показывают по телевизору: смотреть нельзя... какие-то занозы! Пушкин писал: "Над вымыслом слезами обольюсь..." Театр, конечно же, вымысел. Но это вымысел художника, который растет из земли.

- Инна Михайловна, почему ваших театральных дурочек так любят. Из той же Мамаевой в "Мудреце" - вы сделали такую балбеску, а в нее влюбляешься!

- А что делать? Не все женщины умны, они еще и обворожительны. Конечно, женщина должна быть умна и не должна быть совсем дурочкой. Тем не менее женщина - это тайна!

- Семейные династии в искусстве - хорошо это или плохо? Сын кинорежиссера у нас может стать кинорежиссером, дочь певицы - певицей. А попытался сын авиаконструктора делать самолеты - не летают!

- Это другая история. Артистом можно быть плохим, а конструктором и летчиком - нельзя! Династии в искусстве существуют, и фраза о природе, отдыхающей на детях талантливых родителей, это не всегда верно.

- Вы не жалеете, что ваш сын не пошел по стопам мамы и папы?

- Жалею. Мне кажется, у Ванюши есть предрасположенность к нашей профессии. Не захотел.

- А внуков отдали бы в искусство?

- Ох, я мечтаю о внуке. Скорее бы. И в искусство отдали бы, и куда угодно... Там мы уж решим!

- Как вы относитесь к современной молодежи?

- Она у нас очень разная. Мне вообще-то ее очень жалко. Время сложное, много разных искушений. Молодым хочется все попробовать. Есть очень талантливые, устремленные, серьезные молодые люди, которые ищут свою дорогу и идут по ней. А есть не очень устремленные, пробуют наркотики, не знают, где найти работу... В нашем времени очень много проблем - и молодым надо выдержать все это.

- Какие спектакли вы посоветовали бы посмотреть нынешней молодежи?

- Те, что поставили молодые люди, и спектакли Петра Фоменко, причем последние полезно посмотреть по нескольку раз. Следует посмотреть постановки в Малом театре, "Современнике", нашем "Ленкоме"...

- Кто из молодых актеров вам нравится на современной сцене и экране?

- Чулпан Хаматова, Дина Корзун. Замечательные молодые люди снялись в фильме Федора Бондарчука. У Петра Фоменко в театре актеры - все на подбор интересные.

- Вас устраивает эстетика современного молодого театра?

- Мне кажется, есть болезнь возраста, когда хочется больше говорить о себе, поражать, сражать, эпатировать зрителя... С возрастом это проходит. Говорить просто и глубоко могут немногие.

- Вы часто ходите в театр?

- Мне бы хотелось чаще. Но получается трудно. Я похожа на сапожника, который сидит без сапог: люблю смотреть, но у меня по вечерам спектакли. Чем старше, тем больше я почему-то играю...

- Когда вы приезжаете на гастроли, какие номера в гостинице вам наиболее удобны?

- С видом на Неву - в Питере. В Минске - с видом на Свислочь... А вообще я скромный человек и не ставлю особых условий для себя. Я не звезда, я - скромный труженик сцены.

Кино и ТВ