Инна Чурикова магнетически притягивает зрительские симпатии вот уже не одно десятилетие. "В огне брода нет", "Начало", "Мать", "Старшая сестра"... Даже ее эпизодическая роль достигает высокого художественного масштаба, а фраза "Доброе слово и кошке приятно" прочно вошла в наш речевой обиход. Мы встретились с Инной Михайловной в Минске на театральном фестивале "Золотой Витязь".
- Какие ваши мечты, вы рассчитываете, что они могли бы осуществиться в наступившем году?
- Я хочу, чтобы у нас было много театральных фестивалей, чтобы зрители ходили в театр. Театр - фантастическое дело: ты пришел домой после работы, замученный, не всегда успеваешь переодеться, поужинать. Приходишь в театр - весь в своих заботах, может быть, с плохим настроением. И вдруг люди забывают обо всем, что с ними происходило до этого, и уходят через сцену в другую жизнь, в другое время, к другим людям - и обо всем забывают. Что это такое? Я встречала людей, которые не любят театр. Говорят мне: "Я в театр не хожу..." И мне хочется, чтобы человеку, который впервые приходит в театр, повезло: он должен встретиться с настоящим спектаклем, с настоящими актерами. Чтобы его не напугала первая встреча и родилось любовное чувство, сродни наркотическому, - человеку захотелось идти в театр... Поэтому я приветствую все театральные фестивали. То, что Беларусь поддерживает "Золотой Витязь", замечательно!
- Осенью прошедшего года вы участвовали в Третьем международном театральном форуме в Минске, на котором работала научно-практическая конференция "Театр христианского мира в эпоху глобализации". Главным вопросом на конференции был: является ли театр богоугодным делом? Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Не хочу думать, что я - грешница в своей профессии. Наверное, я не все понимаю, ошибаюсь... Но профессия наша - сердечная. После каждого спектакля сердце болит. Конечно, все зависит от того, куда ты направляешься, по какому пути. Когда после спектакля ты видишь со сцены людей, которые поднялись со своих мест и у них влажные глаза, преображенные лица, начинаешь думать, что театр - богоугодное дело. Люди должны уходить из зрительного зала с прекрасным состоянием души, какой бы сюжет им ни показывали. Если ты уходишь из зрительного зала и тебе не хочется ни жить, ни работать, зачем нужен такой театр? Я однажды посмотрела не очень удачную постановку пьесы Чехова - и мне показалось, что и Чехов - плохой драматург, и вообще - зачем работать в театре, может быть, поискать другую профессию?.. Хороший вывод? Мне кажется: не очень! Театр зависит от всех нас, создающих эту высокую интонацию! Хотя мы можем играть в пьесе и говорить о низком. Конечно, нельзя думать о себе слишком хорошо, но театр должен быть божьим делом. Если то, чем мы занимаемся, замешано на агрессии и превращает человека в животное, разрушает божественность человека, такой театр не нужен. Я люблю исследовать характер человека, он бывает порой очень непривлекательным, противоречивым. Правда, это главное и для актера, и для драматурга, и для театра. Вывод и извлечения тем не менее должны быть именно такими. Несмотря на противоречивость отбора спектаклей и пьес, театр остается творчеством. А процесс творческого созидания - это всегда замечательно!
- И все-таки, вспомним: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой..." Театр должен навевать "золотой сон" человечеству в лице отдельных зрителей? Ведь от правды на сцене, отображающей правду жизни, нынешний зритель может прийти в ужас. Может, стоит вернуться к сказкам советского времени, которые делали жизнь светлой...
- ...и при этом чудовищной. Вспомните все эти шарашки, тюрьмы...
- А сейчас его сначала напугают в театре, потом выйдет на улицу - там по голове шарахнет какой-нибудь бандит или наркоман...
- У нас люди закаленные. Так просто их не напугаешь. Человека надо уважать. Его нельзя обманывать. Может быть, и сказка нужна человеку, какой-то удивительный романтический сон - когда человеку трудно, он может его подбодрить: мол, не все потеряно. Но ведь и правда бодрит. Правда, не такая вульгарная, которую нам иногда показывают по телевизору: смотреть нельзя... какие-то занозы! Пушкин писал: "Над вымыслом слезами обольюсь..." Театр, конечно же, вымысел. Но это вымысел художника, который растет из земли.
- Инна Михайловна, почему ваших театральных дурочек так любят. Из той же Мамаевой в "Мудреце" - вы сделали такую балбеску, а в нее влюбляешься!
- А что делать? Не все женщины умны, они еще и обворожительны. Конечно, женщина должна быть умна и не должна быть совсем дурочкой. Тем не менее женщина - это тайна!
- Семейные династии в искусстве - хорошо это или плохо? Сын кинорежиссера у нас может стать кинорежиссером, дочь певицы - певицей. А попытался сын авиаконструктора делать самолеты - не летают!
- Это другая история. Артистом можно быть плохим, а конструктором и летчиком - нельзя! Династии в искусстве существуют, и фраза о природе, отдыхающей на детях талантливых родителей, это не всегда верно.
- Вы не жалеете, что ваш сын не пошел по стопам мамы и папы?
- Жалею. Мне кажется, у Ванюши есть предрасположенность к нашей профессии. Не захотел.
- А внуков отдали бы в искусство?
- Ох, я мечтаю о внуке. Скорее бы. И в искусство отдали бы, и куда угодно... Там мы уж решим!
- Как вы относитесь к современной молодежи?
- Она у нас очень разная. Мне вообще-то ее очень жалко. Время сложное, много разных искушений. Молодым хочется все попробовать. Есть очень талантливые, устремленные, серьезные молодые люди, которые ищут свою дорогу и идут по ней. А есть не очень устремленные, пробуют наркотики, не знают, где найти работу... В нашем времени очень много проблем - и молодым надо выдержать все это.
- Какие спектакли вы посоветовали бы посмотреть нынешней молодежи?
- Те, что поставили молодые люди, и спектакли Петра Фоменко, причем последние полезно посмотреть по нескольку раз. Следует посмотреть постановки в Малом театре, "Современнике", нашем "Ленкоме"...
- Кто из молодых актеров вам нравится на современной сцене и экране?
- Чулпан Хаматова, Дина Корзун. Замечательные молодые люди снялись в фильме Федора Бондарчука. У Петра Фоменко в театре актеры - все на подбор интересные.
- Вас устраивает эстетика современного молодого театра?
- Мне кажется, есть болезнь возраста, когда хочется больше говорить о себе, поражать, сражать, эпатировать зрителя... С возрастом это проходит. Говорить просто и глубоко могут немногие.
- Вы часто ходите в театр?
- Мне бы хотелось чаще. Но получается трудно. Я похожа на сапожника, который сидит без сапог: люблю смотреть, но у меня по вечерам спектакли. Чем старше, тем больше я почему-то играю...
- Когда вы приезжаете на гастроли, какие номера в гостинице вам наиболее удобны?
- С видом на Неву - в Питере. В Минске - с видом на Свислочь... А вообще я скромный человек и не ставлю особых условий для себя. Я не звезда, я - скромный труженик сцены.