Но депутатов пока больше интересовало настоящее. Прошлое, впрочем, тоже. Но только совсем близкое. Зимние каникулы принесли не только много-много радости, но и огорчения. Депутатов и их помощников "обижали" в московских аэропортах, отказываясь обслуживать в VIP-залах "даже при наличии заявки", сделанной по телефону. Появившись на Охотном Ряду, народные избранники вновь обнаружили, что из правительства так и не поступили долгожданные отзывы на некоторые депутатские законопроекты. А тут еще "странная сделка по газу с Украиной", завершившаяся непонятно в чью пользу. И птичий грипп, который приблизился к границам России. И заманчивый пример Верховной рады, отправившей украинское правительство в отставку...
Воспользоваться этим примером Дума не посмела, хотя вице-спикер от фракции ЛДПР Владимир Жириновский похвалил украинских коллег за решительность, которой российским парламентариям, по его мнению, недоставало все двенадцать лет. Зато Жириновский придумал для наших министров ужасное наказание - он предложил "заставить правительство прекратить перелет птиц" через Россию. Поставить мужчин под ружье и отстреливать пернатых нарушителей границы.
Но заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко ("Единая Россия") попросил депутатов и журналистов не сеять панику в стране. Насколько велика угроза на самом деле, депутаты решили узнать у самого Геннадия Онищенко. Борис Грызлов пообещал пригласить его на ближайшее заседание совета палаты.
Найти ответ на вопрос о том, как газ, купленный за 230 долларов, можно продавать за 95 долларов, думцам было сложнее. Хотя депутат Алексей Митрофанов (фракция ЛДПР) попытался объяснить депутатам, кто победил в "газовой игре". "Это намек не только Украине, но и всей Европе, - заявил он. - Газовый социализм закончился, начинается газовый капитализм".
Анатолий Локоть (фракция КПРФ) откликнулся на этот тезис сожалением: "Если бы мы раньше поняли, что газ - это "сильный политический рычаг", можно было бы сохранить СССР".
Думская оппозиция настаивала на том, чтобы на "Правительственный час" пришли министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и глава "Газпрома" Алексей Миллер. И рассказали, чьи интересы они защищали в переговорах с Украиной по газу.
Однако председатель думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев охладил пыл коллег, объяснив им, что, если украинский парламент отправил в отставку свое правительство за результаты переговоров, значит, эти результаты выгодны России. "Газпром" получит 3,3 млрд. долларов, а федеральный бюджет - 1,3 млрд. долларов дополнительных доходов. Однако переговорный процесс еще не закончен, и Язев призвал депутатов воздержаться от "скоропалительных""правительственных часов", чтобы не ослабить российскую позицию на этих переговорах.
Безуспешной вчера оказалась попытка оппозиции призвать к порядку министров, не представляющих в назначенный законом месячный срок заключения на законопроекты. Коммунист Сергей Решульский предложил коллегам подумать, почему правительство ведет себя таким образом: потому что "слабо организовано", "парализовано административной реформой" или "непрофессионально и некомпетентно до такой степени, что просто не может подготовить необходимое заключение". Был и третий вариант - "правительство в грош не ставит права депутатов и в целом Госдумы, считая ее своим придатком". Председателю думского Комитета по Регламенту "единороссу" Олегу Ковалеву самой вероятной показалась первая причина - умысла задерживать отзывы на законопроекты у правительства нет, но "есть закосневшая бюрократия".
Сергей Решульский предлагал считать молчание министров ответом: если не прислали заключения, значит, согласны.
Однако полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов выступил против того, чтобы исключался один из важных фильтров, позволяющих выпускать в свет более качественные законы. Он пообещал, что каждый конкретный случай задержки отзыва будет разбираться и оцениваться. А полномочный представитель президента Александр Косопкин, признав, что проблема существует не первый год, посоветовал Думе действовать другими методами, придумать нечто более эффективное, чтобы "подстегивать чиновников к выполнению своих обязанностей".