Долларовые депозиты в российских банках потеряли за год в покупательной способности 2,2 процента, а вклады в евро - сразу 12,7 процента. Но отметим, что сбережения в наличной валюте пострадали еще больше: доллары обесценились на 6,93 процента, а европейская валюта - на 17,93 процента. Поэтому россияне, которые предпочли банки "чулкам", все же оказались в выигрыше - особенно те, кто вкладывался в рубли.
Кстати, в прошлом году россияне стали значительно больше доверять банкам. По данным Росстата, на рублевых и валютных счетах в российских банках к концу 2005 года скопилось 3,4 триллиона рублей, что на 44 процента превышает показатель 2004 года. Из них более 2,4 триллиона рублей - вклады физических лиц.
Статистика показывает, что, несмотря на "долларизацию" денежных расчетов в стране, все больше вкладчиков поняли относительную выгоду рублевых вкладов. Они в 2005 году выросли на 42,3 процента и составили 1,8 триллиона рублей при том, что вклады в валюте подросли всего на 20 процентов, а их рублевый эквивалент составил 617,2 миллиарда рублей.
Эксперты утверждают: для того чтобы валютные вклады сравнялись с рублевыми по степени убыточности, обменные курсы валют должны вырасти до 29,5 рубля за доллар и 35,5 рубля за евро. А это в ближайшее время маловероятно. Однако оба сценария предполагают, как видим, убыточность вкладов. Так в чем же хранить деньги, чтобы уберечь их от инфляции?
Согласно исследованиям это смогли сделать только те россияне, которые не побоялись вложить их в нетрадиционные и рискованные инструменты - золото и ценные бумаги. Их выбор принес реальные рублевые доходы от 14 процентов годовых - для средств на "металлических" счетах, до почти 70 процентов у вкладчиков некоторых паевых инвестиционных фондов. Правда, высокие доходы за отдельный период ПИФов не являются гарантией их получения и в дальнейшем. Но пока такие вложения в 10 раз меньше, чем сумма банковских вкладов.
Другим, пока гипотетическим способом спасти деньги от обесценения могут стать срочные безотзывные вклады, законопроект о введении которых находится на обсуждении в Госдуме. Конечно, если их доходность, как в ЕС, будет превышать уровень инфляции на 2 процента и более, как это принято в мировой банковской системе.