13.01.2006 02:40
Общество

Какие игры "полезны" ребенку и что происходит с вундеркиндами в зрелом возрасте?

Текст:  Татьяна Дмитриева (директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3970)
Читать на сайте RG.RU

Соседка по коммунальной квартире примерно раз в месяц обращается ко мне за помощью в написании искового заявления. Она судилась с магазином за некачественный товар, с ДЭЗом, авиакомпанией... Причем вроде бы все по делу. Когда желание не спускать нарушителям своих прав перерастает в сутяжничество?

Невзяк П.Т., Московская область

- Сутяжничество - это склонность возбуждать судебные процессы по различным поводам. Такая форма поведения существует и у здоровых людей. То есть сама эта специфическая особенность не является признаком болезни. Однако иногда случается такое: человек перенес тяжелую травму головы и вдруг начинает строчить жалобы в суды и другие административные органы. Если такое поведение переходит допустимые границы, нужно лечиться. Причем именно от травмы головы. Сутяжничество может быть и проявлением вялого шизофренического процесса. Подчас оно превращается в бред. Тогда идее засудить всех окружающих подчинена вся жизнь человека.

В детском саду, куда ходит мой ребенок, очень мало игрушек. В основном это кубики и деревянные конструкторы. Но ведь те предметы, в которые играют дети, очень влияют на их умственное и психическое развитие. Какие игры "полезны" ребенку после трех лет?

Москалева, с. Быково Московской области

- Роль игрушек и игр в развитии психики ребенка трудно переоценить. Самые маленькие дети охотно играют в кубики, пирамидки, перебирают всякую мелочевку. Таким образом они познают свойства предметов, их объем, форму, материал и обучаются координации движений. В 4-5 лет появляются так называемые ролевые игры. Дети начинают подражать взрослым. Самые распространенные роли: дочки-матери, продавец, учитель, солдат, шофер, врач. Игрушки могут быть самые простые, дешевые. Причем "условные" игрушки подчас стимулируют фантазию ребенка и развивают его воображение даже больше, чем дорогие, где все в деталях повторяет взрослые объекты - посуду, мебель, авто.

Дети обычно очень четко делят игры на "девчоночьи" и "мальчишечьи". Правда, иногда случается и путаница. Если мальчик играет только в куклы, на это стоит обратить внимание и обратиться к специалисту, чтобы провести дополнительные тесты. Не исключено, что генетика дала сбой. Пугаться сразу не нужно. К 4-5 годам далеко не все сформировалось в мозге. Малая дифференцированность пола может прийти в норму в подростковом возрасте. Играм - "мальчишеским" и "девчоночьим" - нужно учить. Однако не переусердствуйте. Ведь порой игра - просто отражение характера. Из девочек, которые играют в войну, вырастают лидеры.

Мой ближайший родственник имеет инвалидность по психическому заболеванию. Есть ли клубы или общества, где такие люди могли бы найти друзей?

Оксана Николаева, Москва

- Могу предложить три организации. Это Центр социально-психологической и информационной поддержки "Семья и психическое здоровье" - региональная благотворительная общественная организация, телефон: 952-89-29. Действует Московское объединение "Общественные инициативы в психиатрии", работающее на базе психоневрологического диспансера N 11, телефон: 670-85-18. И есть, наконец, Общероссийская общественная организация инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников "Новые возможности", телефон: 963-76-47.

Сыну уже четыре года, а он практически не говорит. При этом, на мой взгляд, от своих сверстников не отстает по сообразительности. Может быть, он по природе немногословен или его когда-то напугали?

Кротовы, Пошехонье, Ярославская область

- Задержка речевого развития - очень частое явление. Особенно у мальчиков. В основе его могут лежать, в частности, изолированные нарушения мозга. Это случается в результате родовой травмы, каких-то проблем внутриутробного развития. Во-первых, расспросите свекровь, как начинал говорить отец ребенка. Проблемы речи могут быть связаны с какими-то генетическими особенностями. Главное, следить, насколько ребенок все понимает, схватывает. Иногда дети просто говорить не желают, ленятся. В редких ситуациях задержка речи - следствие психического расстройства. Если ребенок не только молчит, но и не общается с другими детьми, целыми днями сидит и, к примеру, рассматривает свои пальчики, тогда нужно срочно обращаться к детскому психиатру или психоневрологу.

Откуда появляется страх высоты? Как с этим бороться?

Светлана Коновалова, Пермь

- Страх страху рознь. Он может быть естественной защитной реакцией, как у всех живых существ. А иногда возникает после стресса. Поэтому относиться к страху нужно философски. Так, страхом высоты страдает почти треть человечества. Но просто об этом не знает. Хуже тем, кто по работе или в силу жизненных причин вынужден летать на самолете. Способы борьбы с этим отклонением хорошо разработаны: и психотерапевтические, и медикаментозные.

Эти страхи и опасения чаще проявляются у людей, которые имеют личностные особенности. Они тревожатся по любому поводу. К примеру, несколько раз возвращаются домой и проверяют, выключили ли свет или воду. Это сверхответственность, которая иногда очень помогает в работе, но чаще тревожность мешает. Поэтому, чтобы жить дальше полноценно, лучше сходить к врачу. Можно обратиться в поликлинику Центра Сербского или позвонить на бесплатную "горячую линию": 201-70-70.

Слышала, что вредно развивать у детей какую-нибудь способность в раннем возрасте: могут отставать другие. Что происходит с вундеркиндами в зрелом возрасте?

Татьяна Колесова, Мирный

- Считается идеальным гармоническое формирование, когда примерно все функции и возможности организма и личности развиваются одинаково. Но таланты всегда "на грани". В раннем школьном возрасте ребенок может проявить чудеса своих способностей. Однако, если это не подхвачено, не востребовано, такой ребенок может оказаться плохо адаптированным в других жизненных ситуациях. Поэтому вундеркинды требуют особого внимания и ориентации. Как правило, талант бывает уязвим. Развивая одну сторону своей натуры, такие дети абсолютно беззащитны. Говорят, что специалист подобен флюсу: он развивается в одном направлении. В таком случае и талант подобен флюсу.

И еще. К сожалению, около вундеркиндов редко находятся люди, которые готовы всю жизнь их поддерживать. Поэтому мало кто из способных детей становится выдающимся человеком, когда вырастает. По причине той самой дисгармонии общего развития. Несколько лет назад к нам в Центр обратились несколько "вундеркиндов" за подтверждением своих способностей. Они якобы были способны воспринимать мысли на расстоянии. Но серьезных отличий от других людей мы у них не обнаружили.

Здоровье Социология