Есть ориентирование по радиомаякам, спутниковое позиционирование... Да и в конце концов, не все ли равно капитанам, чьим светом - украинским или российским - светит маяк и кто - украинский или российский начальник - врубает каждый вечер заветный рубильник?
Оказывается, нет. Как пояснили корреспонденту "РГ" флотские специалисты, от того, кто у руля маяка, зависит многое, применительно к военному флоту. Это способность флота выполнять задачи в темное время суток. Маяк - это объект, входящий в систему обеспечения безопасного плавания. А раз так, то без него безопасное плавание в прибрежных ялтинских водах невозможно.
Захваченный ялтинский маяк - один из четырех на этом побережье, и он соединен в единую гидрографическую систему. Если он не работает, то кораблям трудно позиционировать свое положение в прибрежных водах.
Если украинские власти захватят остальные маяки и их потушат, то выход кораблей в море и возвращение их в порт станут крайне затруднительными. Получается, Российский флот в Черном море есть, а действие его в темное время суток может быть затруднено. Этакая "любезность" со стороны украинских властей российским военным, причем даже в ущерб своим кораблям, которые также заходят ночью в порт Ялты.
При этом украинская сторона ссылается на то, что раз с ялтинским портом, Минтрансом и Фондом имущества Украины российские военные договор не заключали, то маяк - их, тем более, что он находится на украинской территории. Сейчас украинцы заявили о том, что на ялтинском маяке в ближайшее время будет произведен капитальный ремонт и установлена аппаратура, отвечающая современным требованиям, что даст возможность обеспечивать безопасность судоходства в этом районе. Российские военные этой риторике не верят. Как рассказали корреспонденту "РГ" черноморские военные, маяк - сложное техническое сооружение, где могут работать только специалисты, которых сейчас на маяк не пускают. Своих спецов и средств у украинцев нет, поэтому маяк уже несколько дней работает в автоматическом режиме. Да и откуда средствам взяться, если у украинцев в наличии всего одна подводная лодка, которая неисправна, давно стоит на приколе в порту. Мнение российских моряков таково: если ситуация не изменится, то вскоре маяк будет находиться в таком же положении, как и украинская подводная лодка.
Официальная позиция командования ВМФ России: "маяк должен быть возвращен в состав гидрографической службы Черноморского флота России". Пока же, как заявил вчера помощник главнокомандующего ВМФ России, капитан 1 ранга Игорь Дыгало, Военно-морской флот России не допустит захвата других объектов гидрографической службы Черноморского флота.
Прямая речь
- Игорь Дыгало, помощник командующего ВМФ РФ:
В официальном соглашении о параметрах раздела есть приложение N 2, в перечне которого ялтинский маяк значится под аббревиатурой "Я-13". Ялтинский маяк имеет статус военного городка Черноморского флота России и находится в его ведении. За него Россия платит арендную плату.
Маяк действительно может работать какое-то время в автоматическом режиме без обслуживания, но это может привести к поломке оборудования. Дорогостоящая аппаратура, установленная на маяке, нуждается в регулярном техническом обслуживании.
Что касается оплаты России электричества украинской стороне, то это не повод, чтобы захватывать объект. И вообще любые рассуждения после столь недружественного акта несостоятельны.
следим за ситуацией |
Переговоры о возвращении захваченного украинской стороной Ялтинского маяка между командующим Российским Черноморским флотом (ЧФ) адмиралом Александром Татариновым и начальником Ялтинского порта закончились безрезультатно
На территории Крыма сегодня находится семь маяков, используемых ЧФ РФ. Всего же на полуострове насчитывается более 100 объектов навигационно-гидрографического обеспечения - маяки, знаки, бакены и буи, - которые эксплуатировались или эксплуатируются до сих пор Минобороны России.
После неоднократных провокаций вокруг другого маяка на мысе Сарыч со стороны местных молодежных националистических организаций и после захвата ялтинского маяка командование ЧФ распорядилось перевести эти объекты на усиленный режим охраны.
Сегодня этот приказ не выполняется только на ялтинском маяке. На территорию порта по-прежнему не пропускают ни российских моряков, ни обслуживающий персонал. Блокированный маяк, по утверждению руководства порта, работает в автоматическом режиме и в отсутствии персонала может так проработать в течение месяца.
В связи с инцидентом МИД России обратился к Украине за официальными разъяснениями. Кроме того, на Смоленской площади подчеркнули: "Произошло событие, которое не может не омрачить атмосферу российско-украинских отношений, что тем более досадно в свете конструктивных итогов состоявшейся на днях в Астане встречи президентов России и Украины".
Официальный же представитель российского МИД Михаил Камынин подчеркнул: "Нагнетание страстей, политизация вопросов, урегулирование которых необходимо искать в правовом русле, в соответствии с подписанными соглашениями, а не путем взламывания замков, не вписываются в общепринятые, цивилизованные формы разрешения межгосударственных проблем".
Между тем официальный Киев утверждает, что заявления о захвате маяка в Ялте являются "сознательной дезинформацией". "МИД Украины заявляет, что все объекты навигационно-гидрографического обеспечения на морском побережье Крыма, включая маяк Ялтинского морского торгового порта, являются собственностью Украины", - говорится в заявлении МИД Украины.
В Киеве также отмечают, что "базовые соглашения, которые регулируют правила временного пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, не предусматривают передачи в аренду ЧФ РФ объектов навигационно-гидрографического обеспечения".
В Киеве считают, что все без исключения объекты навигационно-гидрографического обеспечения в Крыму должны быть возвращены Украине. Об этом завил посол по особым поручениям МИД Украины Виктор Семенов. По сведениям украинских СМИ, Киев уже получил контроль над 65 объектами, остается вернуть еще 35.
По словам Семенова, в соглашении между Украиной и Россией о параметрах распределения Черноморского флота бывшего СССР есть дополнение N 2, содержащее перечень объектов в Севастополе. А также дополнение N 3, содержащее перечень объектов вне Севастополя, которые переданы Черноморскому флоту в аренду. Семенов в своем заявлении уточнил, что ни маяк ялтинского порта, ни маяк на мысе Сарыч в этих дополнениях не указаны, поэтому они не могут использоваться ЧФ России. "И мы сделаем все, - заявил он, - чтобы он также перешел к нам, и мы также им управляли в ближайшее время, как мы теперь управляем Ялтинским маяком".
Теперь вопрос об аренде ялтинского маяка и об остальных подобных объектах ЧФ РФ в Крыму скорее всего будет решаться уже не в Ялте и Севастополе, а в Киеве и Москве.
Фото: www.vesti.ru