Итак, законодатели предлагают разделить нынешний ЕСН на две части: сам налог и страховые взносы в социальные фонды (в принципе такое разделение действует и сейчас, но только на бумаге. - Прим. авт.). Эти изменения позволят вывести страховые платежи из системы распределительного страхования. Сам налог - 6 процентов будет выплачиваться работодателем в казну и идти на формирование выплат, которые не зависят от размера заработной платы. Это, в частности, базовая часть пенсии, пособие по рождению ребенка. Оставшаяся часть единого социального налога превратится в страховые взносы, которые фактически возвращаются работнику в виде выплат, зависящих от размера зарплаты. Сюда относятся страховая и накопительные части пенсий, отплата больничных, курортных путевок, диспансеризации. По мнению экспертов, подобные изменения откроют доступ к страховому рынку частным страховым компаниям, что в результате сделает использование этих средств более эффективным. По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, доходность по средствам, управляемым государством, составляет 4 процента. В частных управляющих компаниях этот показатель может доходить до 16 процентов.
Работодатели считают, что новая система уплаты ЕСН может эффективно работать в сфере обязательного медицинского страхования, в области страхования от несчастных случаев. В результате компании смогут заключать договора обязательного страхования работников не только с государственными фондами, но и с частными страховыми организациями.
Низкий уровень доходности Пенсионного фонда РФ связан с тем, что Госфонд не имеет права выхода на фондовый рынок. Выбор ценных бумаг, в которые ПФР может вкладывать деньги, находится в ведении минфина, об этом сообщил первый заместитель главы Пенсионного фонда Александр Куртин. Однако в перспективе он позитивно оценивает финансовую ситуацию в Пенсионном фонде.
"У нас длинные деньги, рассчитанные не на одно десятиле-тие, и экономическая ситуация наверняка станет нормальной", - считает Александр Куртин.
Есть, правда, и другое мнение. Задуматься о реформе единого социального налога депутатов заставил нарастающий дефицит Пенсионного фонда. Причин тому несколько. Прежде всего это снижение налоговой ставки с 35,6 до 26 процентов с 1 января прошлого года, следствием которого стало резкое падение поступлений. Предполагалось, что снижение ЕСН будет компенсировано расширением налоговой базы за счет вывода зарплат "из тени". Но снижение ставки на 10 пунктов оказалось недостаточным стимулом для работодателей, и большая часть зарплат по-прежнему выплачивается в конвертах. Эксперты говорят о том, что для получения эффекта ставку нужно было снижать более радикально, минимум до 20 процентов.
Понятно, что в условиях нарастающего из года в год дефицита Пенсионного фонда вопрос дальнейшего снижения ставки ЕСН отходит на второй план. По словам Оксаны Дмитриевой, в последний раз профицит в Пенсионном фонде был с 1999-го по 2000 год. Тенденцией последних лет стал постоянно растущий дефицит ПФР. Если в 2002 году он равнялся 2 миллиардам рублей, в 2003-м - 13 миллиардам рублей, в 2004 году он уже составил 33 миллиарда. А в конце 2005 года дефицит ПФР возрос до рекордного уровня - 182 миллиарда рублей. Пока он косвенно покрывается из Стабилизационного фонда. При этом, отмечает Оксана Дмитриева, бюджет Пенсионного фонда становится все более запутанным по структуре доходов и расходов.
Депутаты настроены серьезно, и есть надежда, что соответствующие поправки в закон будут разработаны и приняты уже на весенней сессии Госдумы. Схема, как это будет конкретно делаться, пока не определена. Как сообщил председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, весной начнется подготовка законопроекта об изменении уплаты ЕСН. В парламенте создается рабочая группа во главе с первым вице-спикером Олегом Морозовым. В ее состав войдут представители кабинета министров и государственных внебюджетных фондов. Отметим, что министерство финансов уже высказалось против реформы ЕСН.
Параллельно с разработкой новых поправок по ЕСН с января этого года вступил в силу документ, согласно которому уже изменились налоговые ставки по ЕСН, зачисляемые в Фонд социального страхования и в медстрах. На 0,3 процента понижается ставка ЕСН, зачисляемая в Фонд социального страхования РФ, и на 0,3 повышается ставка ЕСН, направляемая в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.