17.01.2006 01:00
Общество

Леонид Радзиховский: "Секрет успеха" без "гонки страшилок"

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3972)
Читать на сайте RG.RU

Казалось бы - узкопрофессиональное событие, интересное для работников соответствующих каналов, да для рекламодателей, ну в крайнем случае - для ТВ-обозревателей. На самом деле, как мне кажется, это имеет некоторое общее политическое и идеологическое значение.

Но сначала надо пояснить, что факт этот действительно необычный. Когда-то ОРТ начинало свои программы заставкой "Это - ПЕРВЫЙ". И это совершенно верно. Годами, десятками лет вырабатывался "безусловный инстинкт Первой кнопки". Человек вообще так устроен, что цифра "1", слово "первый" по определению имеют некоторый "сакральный" смысл. Вот и зритель привык (а в любой торговле - торговля ТВ-эфиром совсем не исключение - "товар - ничто, марка - все") сначала смотреть "Первый". "Первым делом, первым делом - самолеты".

К тому же надо добавить, что слава Первого остается вполне заслуженной. Там и огромные средства и очень сильные журналисты, и, несомненно, талантливые менеджеры (К. Эрнст, А. Максимов и др.). То есть ОРТ - по всем профессиональным меркам, по оценке экспертов - по-прежнему очень сильный канал, совсем уж не "переживает тяжелые времена".

И тем не менее...

Да, конечно, легко сказать - "эка невидаль! Ну, на "Первом" - хорошо, а на "Втором" - еще лучше. Что тут искать хитрые причины?".

Именно потому, что, с моей точки зрения, безусловный профессионализм "первой" и "второй" (а по рейтингам соответственно "второй" и "первой") команд не вызывает сомнений - именно поэтому и интересно попытаться понять, какие общие факторы, кроме профессионализма, могут влиять на зрителя, на популярность канала?

Политика? Но оба канала, как известно, абсолютно лояльны власти - здесь разница между ними тоже вполне минимальна.

Что же еще?

Мне кажется, что для сегодняшнего зрителя крайне важна ИНТОНАЦИЯ каналов. И здесь, по-моему, РТР достаточно точно угадал ("вычислил") одну нарастающую тенденцию.

Дело вот в чем.

Один из банальнейших журналистских приемов известен всем: "за вкус не отвечаю, но горячо будет". Выражаясь современным стилем - зрителя "кошмарят". Да, так устроена человеческая психика - страх (тревога), некий садо-мазохистский радикал присутствует в сознании любого человека. "Все, все что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимо наслажденье...". Можно сколько угодно по сему поводу возмущаться - но вообще-то все претензии надо адресовать Творцу. Ну, вот такие люди - тянет их на "остренькое", "страшненькое".

Однако все - даже уксус, соль и перец - хорошо В МЕРУ. И мера эта далеко перейдена почти на всех наших ТВ-каналах. От бесконечных пророчеств обязательной гибели России (причины слегка противоречат друг другу - народ вымирает, людей невозможно занять работой, нефть кончается, нефтедолларов слишком много, и вообще скоро пандемия глобального потепления... то есть оговорился, конечно, - сперва пандемия птичьего гриппа, ну а кто уж выживет - тех глобальным потеплением по голове! Туда их! Так им!) "вымирающий народ" слегка подустал. Как говорится - дайте хоть "вымереть" спокойно...

На самом деле, в отсутствие реальной политики (острые прямые эфиры) место этой "осетрины первой свежести" в эфире часто занимает... тухловатая осетрина "апокалипсических пророчеств". Чуть ли не национальной идеей становится идея гибели нации.

А нация-то - вопреки ТВ-заклинателям - ни гибнуть, ни вымирать не намерена! Возникают "ножницы" между зрительским ожиданием - и ТВ-товаром.

Безусловно, ОРТ слишком большой и серьезный канал, чтобы лидировать по нагнетанию кошмаров. Куда активнее в эти игры играет, допустим, ТВЦ, 3-й канал - и, кажется, это не принесло им великих успехов у зрителя. Но по сравнению с РТР, как мне кажется, на ОРТ все-таки значительно выше горы трупов, шире разливаются реки крови (хотя бы в тех же фильмах и сериалах), мрачнее оценки "страшной действительности" в ряде передач, перечислять которые мне бы не хотелось.

И дело даже не в отдельных фильмах, передачах и т.д. Дело в конце концов в СТИЛЕ, ТОНАЛЬНОСТИ. Более спокойно-корректный стиль РТР, более "нервный" стиль ОРТ. И зритель голосует - пультами управления.

В пользу этого предположения говорит и другая статистика. Канал СТС почти догнал по рейтингам НТВ! Да, ясно, что НТВ действительно переживает "временные трудности", а у молодого СТС - сильный драйв. Но этот очень бурно развивающийся канал точнее других ловит то, что носится "в воздухе" - и передает это в эфир. Канал СТС делает ставку не на "чернуху/желтуху", а на спокойный, мирно-мелко-буржуазный стиль. "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой". Оп-па! Попали! Как в конце 1980-х народу нужен был Невзоров с его "кровавым секундомером", так сегодня им нужна "Прекрасная няня".

Рейтинг... Пусть царь-рейтинг волнует профессионалов. Для нас интересно другое: "дело не в сухом расчете, дело в мировом законе".

Если это предположение верно, то оно имеет очевидные и очень большие последствия.

Мирные деньки скоро сменятся очередной предвыборной лихорадкой 2007-2008 годов. Политтехнологи в поиске "плодотворных дебютных идей".

Не рискую учить ученых (в особенности талантливых, практически гениальных, в получении "подъемных"), хотел бы все же сказать.

Ясно, что привлечь внимание зрителя можно двумя способами - или петь как Хворостовский, или ворваться в зал и козлиным голосом завизжать: "Го-рим!". В обоих случаях аншлаг гарантирован, пожалуй, во втором еще и покруче будет. А согласитесь, второе немного легче первого...

Но... "Он пугает - а мне не страшно".

"Развести лоха на истерике", надеюсь, в выборный сезон 2007-2008 будет много труднее, чем раньше.

И слишком долго - и тупо! - "разводили" до этого. И одни и те же трагические монологи от одних и тех же "трагически жирных" борцов за счастье народное поднадоели крепко (особый талант В.В.Ж. - это именно что ОСОБЫЙ талант).

И, пожалуй, самое главное - что-то изменилось, как мне кажется, в мировосприятии потребителя. Ему про "гибель России" и его личное вымирание - а он, подлец, знай себе про "Прекрасную няню"!

Мораль сей басни такова: проверенный способ устраивать под выборы "гонки страшилок", на сей раз, пожалуй, может и не сработать. Политхалтурщики свое, понятно, в клюве унесут - но вот куда избиратели вынесут их заказчиков?

"Где же выход из этого исхода?"

Что ж - если считать, что страна действительно стала много спокойнее и вменяемее своих политиков, то это означает лишь одно - как и в ТВ-рейтингах, победа достанется не самому страшному и крикливому, а самому спокойному и корректному. Разумеется, если он во всех остальных отношениях - профессионал.

СМИ и соцсети