Авария стала первым серьезным испытанием для Старокриушенской сельской администрации и ее главы Михаила Лазуренко в условиях вступившего 1 января в силу федерального закона о местном самоуправлении. Находившиеся до этого на балансе сельхозартели водопроводные сети превратились в муниципальную собственность. Построенные более двадцати лет назад, по заключению специалистов, ремонту они не подлежат. А на их замену требуется около трех миллионов рублей. Да сейчас уж не до нового водопровода - починить бы старый. Пришлось главе поселения ехать с поклоном в райцентр - выпрашивать кран у дорожников, без него водонапорную башню было не починить. Без воды криушане к тому же оставались беззащитными перед любым возгоранием. В растянувшемся на несколько километров поселении жизненно необходимо сохранить в боевой готовности собственную пожарную команду. Денег на это взять негде, кроме как пойти собирать с жителей - по 180 рублей со двора. Всего же на текущие расходы, подсчитал Лазуренко, потребуется не меньше миллиона двухсот тысяч - на зарплату, чистку дорог от заносов, на уголь школе, на освещение… Собственные же прибытки за счет предусмотренных законом налогов у поселения появятся не раньше нового урожая.
Конечно, без тепла и света Старая Криуша, как и весь дотационный на восемьдесят процентов Петропавловский район, не останутся: в областном бюджете на текущий год предусмотрены субсидии муниципальным образованиям первого и второго уровня. Теперь их в общей сложности 535, и у многих нет сколько-нибудь существенных собственных доходов. А отапливать школы и чинить водопроводы они обязаны. Поэтому фонд помощи нижестоящим бюджетам нынче вполовину больше, чем в прошлом году - 1800 миллионов рублей. Созданы и еще два областных фонда - поддержки муниципальных районов (1200 миллионов рублей) и фонд поддержки муниципальных поселений (еще 200 миллионов). По закону №131 такие же "стабилизационные фонды" по возможности создаются и в самих муниципальных районах. В результате уровни бюджетной обеспеченности на местах если и будут отличаться один от другого, то ненамного, максимум раза в полтора, не больше.
Однако муниципальная реформа для того и задумана, чтобы сделать поселения, большие и маленькие, административно и финансово самостоятельными, саморегулирующимися. А этого не достичь, если по-прежнему "жадно смотреть на дорогу" и ждать передачек из областного или районного центров. Без собственных источников доходов самостоятельность не многого стоит. Реформа и должна, по идее, развернуть на местах хозяйственную инициативу, приведя тем самым к росту налоговых поступлений. Реально ли рассчитывать на это?
- Нет, иллюзий насчет быстрого роста доходов муниципальных образований питать не стоит, - говорит председатель Контрольно-счетной палаты Воронежской области Анатолий Дубиков. - Налогооблагаемая база в большинстве наших сел и поселков не скоро еще появится. Новых налогов ведь никто не вводил, просто муниципальным поселениям по закону о местном самоуправлении передали от области несколько прежних налогов, например, налог на землю и налог на имущество физических лиц. Налог на землю собирается раз в году, осенью, когда хозяйства соберут урожай. При этом не все из них и после того оказываются платежеспособными. А поддерживать жизнеспособность поселений надо непрерывно, изо дня в день…
То, что местное самоуправление в новом варианте - не праздник жизни для поселян, а большая повседневная работа, было ясно сразу. Придется сообща думать, всем селом, как заработать деньги, какие развивать на местах производства и промыслы, где найти инвесторов. Очевидный, пока единственный, но и существенный, плюс реформы в том, что люди сами станут распоряжаться делами своих поселений. Прекратится, или хотя бы резко снизится, привычная наша растащиловка. Сейчас по селам мы видим, во что превратились прежде добротные фермы, кормоприготовительные цехи, склады, ремонтные мастерские - одни стены остались, без окон и оборудования. И никому дела нет - пусть районные или областные власти разбираются, куда все подевалось. Теперь всякое имущество, общественное и личное, будет интересовать местную власть, как потенциальный источник налогов. Без инерции, конечно, не обойдется, еще и год, и другой будут думать, что район или область обязаны позаботиться и помочь. А они не помогут: есть закон, есть разграниченные полномочия, за их исполнение и придется отвечать, прежде всего перед своими же односельчанами. Нужда заставит местные власти искать собственные резервы, работать пооборотистей. Потому что внутренний смысл реформы в этом: на помощь надейся, да сам не плошай. Думаю, нецелевых расходов бюджета, всякого рода "откатов" и умышленных банкротств станет много меньше.
В Каширском районе, в порядке эксперимента раньше других испытавшем закон №131 на практике, прежде всего постарались навести порядок в налогооблагаемой базе: установили, сколько в наличии, а не на бумаге пайщиков земель, предпринимателей, фермеров с закрепленными за ними гектарами пашни, определили количество предприятий и их юридическую принадлежность. Чтобы иметь полное представление о реальных посевных площадях, приступили к составлению кадастра поселений, даже аэрофотосъемку всей территории запланировали. По словам главы района Юрия Матвеева, доходы от арендной платы за землю выросли за прошлый год на 20 процентов. А инвестиции в капитал муниципальных предприятий увеличились почти в двадцать раз - с 1,4 миллиона рублей до 27,1 миллиона.
Контрольно-счетная палата области установила, что во многих районах землю арендуют люди со стороны: получают прибыль здесь, а зарегистрированы в другом месте, подчас за пределами района или даже области, где и платят налоги. Это слабое место нашего Бюджетного кодекса. В том же Каширском районе, например, из четырнадцати бензозаправок лишь треть финансово привязаны к территории своей деятельности. По мнению Анатолия Дубикова, надо создавать условия, чтобы предпринимателям было выгодно оставлять налоги на месте. Другой пример: в Нижнедевицком районе, тоже одном из самых дотационных, около сорока процентов трудоспособного жителей работают в областном центре, где и платит налоги. Но социальные и бытовые услуги их семьи потребляют по месту жительства. Наверное, и в этом случае необходимы корректировки налоговых потоков.
Все согласны с тем, что для проведения реформы нужны квалифицированные кадры управленцев, толковых людей с предпринимательской жилкой, разбирающихся в юриспруденции, экономике, финансах. Словом, менеджеры, обеспеченные к тому же современными условиями труда. Сельсоветы в их прежнем виде явно изжили себя: они громоздки по числу работающих в них людей, в то же время неповоротливы, не восприимчивы к переменам. Способны разве что справки выписывать. Кадровую политику в муниципалитетах приходится фактически начинать с чистого листа. По данным контрольно-счетной палаты, на подготовку управленческих кадров для 501 муниципального образования второго уровня области придется потратить не меньше 600 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на обучение председателей, секретарей и бухгалтеров, необходимых теперь в каждом поселении. Процесс их подготовки, говорят, идет полным ходом, для поселковых администраций покупается оргтехника, транспорт. Ждать, что все заработает с полной отдачей уже в текущем году, конечно, не приходится. Немало еще будет набито шишек, не обойдется без ошибок. Опыт будет нарабатываться годами. Но все равно лучше идти, чем стоять.