18.01.2006 03:30
Экономика

В Питере у половины лифтов закончился срок эксплуатации

Самое загруженное пассажирское транспортное средство находится в самом плохом состоянии
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3973)
Читать на сайте RG.RU

Старый дом в центре города. Когда его строили, лифты были еще единичной диковиной, хотя первый лифт в Зимнем дворце установили по приказу Александра III в конце XIX века. Однако когда во второй половине XX века город на Неве начал в массовом порядке обзаводиться домовыми подъемниками, остекленные шахты пришлось пристраивать во дворах, снаружи, там, где когда-то был черный ход.

- Сейчас это чуть ли не самые проблемные лифты в городе, - сказали мне в одной из крупнейших организаций, занятых монтажом и обслуживанием лифтового оборудования. - В советское время раз в шесть лет полагалось проводить разборку шахты, ремонт элементов конструкции и новую герметизацию. Последние лет пятнадцать денег на это город не выделял. Да и сами лифты давно нуждаются в реконструкции. К примеру, с помощью нехитрых приспособлений запоры на дверях можно открыть даже тогда, когда кабины на этаже нет. Подростки этим пользуются. Забираются в шахту, ложатся на крышу или хватаются за балку под лифтом и катаются.

С 1999 года в лифтовом хозяйстве Петербурга зарегистрировано 25 несчастных случаев. Четырнадцать из них - со смертельным исходом. Восемь погибших - подростки, и причиной их смерти стали именно "игры" в лифтовых шахтах. Еще три человека по причине неработающих систем аварийного вызова не дождались ремонтников и попытались самостоятельно выбраться из застрявших между этажами кабин. Это тоже привело к летальному исходу.

Всего в жилых домах Петербурга действует около 35,5 тысячи подъемных устройств. 28 тысяч приходится на жилой фонд, находящийся в ведении городских властей. И именно здесь (поскольку, это старые дома) расположены 13,5 тысячи лифтов, отслуживших свой срок. Кроме того, в 70-х годах каждый год в городе на Неве вводилось в строй около 1,5 тысячи домовых подъемных механизмов. Стало быть, сейчас столько же ежегодно перешагивает четвертьвековой рубеж. И находятся они опять-таки в муниципальном жилом фонде. По оценке заместителя начальника отдела по надзору за грузоподъемными сооружениями Управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу Виталия Постникова, наш лифтовый парк - один из самых старых в России. Рядовые горожане с этой оценкой согласны.

- В домах поновее еще ничего. А вот у моей приятельницы лифт старый, с дверьми, которые самой нужно открывать. Так в нем ездить страшно. Вниз посмотришь - между стенками и полом такая щель, что шахта видна. Боишься, как бы пол не отвалился. А пешком на девятый этаж не подняться. Вот и езжу каждый раз с закрытыми глазами, - рассказала "РГ" пенсионерка Вера Сазонова.

По существующим правилам после 25 лет эксплуатации разрешение на дальнейшее использование лифта может быть дано только после всесторонней технической экспертизы, проведенной организациями, имеющими лицензию Ростехнадзора. При этом определяется, сколько лет механизмы могут еще прослужить, подлежит ли лифт модернизации или замене. Четыре действующие в городе организации, по словам Виталия Постникова, в год делают около полутора тысяч экспертиз.

- Если учесть, что ломается не только старое оборудование, этого мало, - признают специалисты Ростехнадзора, - чтобы подвергнуть всестороннему обследованию все превысившие нормативный срок лифты. А ведь на подходе - дома 80-х годов, когда в год вводили в строй до 2 тысяч лифтов.

В управлении Ростехнадзора ставку делают на разработанный жилищным комитетом пятилетний график проведения экспертиз, предусматривающий увеличение их числа в полтора-два раза (в начале 2006 года проект должны утвердить в комитете и передать на согласование в федеральную службу).

- После этого появится хотя бы какое-то юридическое основание для эксплуатации 13,5 тысячи лифтов, - говорит Виталий Постников.

Но тем не менее лифты, в том числе и не прошедшие экспертизу, продолжают работать, совершая каждый день около 50 миллионов "рейсов". Управление Ростехнадзора в год выдает около 1000 предписаний на приостановку работы. Вернее, выдавало. С августа этого года, после внесения поправок в ряд законов, останавливать работу больше чем на 5 дней можно только через суд. Но даже и раньше приостановки эти долго не длились. По словам председателя жилищного комитета Юниса Лукманова, на начало 2005 года в Петербурге было остановлено и простаивало уже не первый год лишь 250 лифтов. А на конец года их осталось всего 130 (Виталий Постников, правда, говорит о трехстах лифтов, у которых в настоящее время имеются неполадки, препятствующие их дальнейшей эксплуатации). Модернизацию и реконструкцию до нынешнего года проходили 100-200 лифтов в год. На большее городские власти не выделяли денег. Остальные домовые подъемники после устранения наиболее серьезных поломок продолжали функционировать.

Так что больше, чем на экспертизы, специалисты Ростехнадзора рассчитывают все же на принятие городской программы по реконструкции и модернизация лифтов. Таковая, рассчитанная на 2003-2013 годы, одобрена была Законодательным собранием Петербурга еще три года назад. В ней предусматривалось выделение в течение десяти лет 16,7 миллиарда рублей из бюджета города. Именно во столько оценили специалисты приведение в порядок лифтового хозяйства Петербурга после проведенного в 2002 году предварительного обследования. Однако реально город в 2003-2004 годах на капитальный ремонт лифтового хозяйства направлял по 150-200 миллионов рублей. В 2005 году ситуация несколько улучшилась. В бюджет заложили около 400 миллионов рублей. В принципе исходя из стоимости модернизации (около 700 тысяч рублей) на эти деньги в порядок можно было бы привести до 600 лифтов. Запланировали, правда, лишь 465. И если судить по предварительным данным, программу выполнили. Однако принципиально это вопрос не решило. Ведь, по данным жилищного комитета, потребность в реконструкции и модернизации в 2005 году испытывало 1782 лифта, для чего потребовалось бы 2 миллиарда рублей.

Городская администрация выход видит в привлечении инвесторов.

- Мы провели переговоры с крупнейшей на сегодня в городе компанией по производству и обслуживанию лифтов о возможности модернизации и реконструкции оборудования в рассрочку, - рассказал корреспонденту "РГ" Юнис Лукманов. - Подписывается трехсторонний договор (жилищный комитет - товарищество собственников жилья - компания), в соответствии с которым половину стоимости работ оплачивает город, а вторую - жильцы дома. Но - в течение нескольких лет. По расчетам, для этого тарифы за использование лифта в квитанциях придется увеличить с 1 рубля до 1,6 рубля с человека в месяц. Не такая уж большая прибавка за то, чтобы вам уже в этом году дали возможность без опаски подниматься на свой этаж.

Ведутся переговоры и о других схемах инвестирования. По словам Виталия Постникова, при нормальном финансировании мощности городских организаций, занятых экспертизой, проектированием, производством и ремонтом лифтов, позволяют проводить реконструкцию и модернизацию 800-1000 домовых подъемников в год.

Комментарий

Если во время диагностики выявлены нарушения, влияющие на безопасность, лифт должен быть остановлен. Согласно прогнозу Центра "Антистихия" МЧС России, в ряде регионов доля эксплуатируемых лифтов, отработавших нормативный срок, в 2006 году превысит 30 процентов. На втором месте после Санкт-Петербурга находится Московская область (36 процентов). Основными причинами несчастных случаев в лифтах являются неудовлетворительное их содержание и неудовлетворительная организация безопасной эксплуатации, обслуживание и ремонт, не выполненные вовремя.

Вообще же анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал, что 36 процентов аварий происходит из-за ветхости, некачественной подготовки инженерной инфраструктуры.

Виктория Авербух

ЖКХ Санкт-Петербург Северо-Запад