18.01.2006 04:00
В мире

Владимир Литвин: В друзья к Ющенко я не набиваюсь

Текст:  Валерий Выжутович (Киев)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3973) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3974)
Читать на сайте RG.RU

Что надо сделать для погашения конфликта? На каких условиях возможен компромисс? О своем видении ситуации политическому обозревателю "РГ" рассказал председатель Верховной рады Владимир Литвин.

Российская газета | Почему сессия парламента продлена еще на неделю? Депутаты хотят довести наступление на исполнительную власть до... вот хотелось бы знать - до чего?

Владимир Литвин | Это не попытка парламента продолжать наступление на исполнительную власть.

Тут есть три момента. Первый: парламент демонстрирует, что он принял принципиальное решение об отставке правительства, но при этом готов рассмотреть законопроекты, на принятии которых настаивает исполнительная власть.

Второй момент: поскольку решение парламента кем-то оценивается односторонне, то наша задача - разъяснить свою позицию. А уйти на каникулы - значит лишить себя трибуны. Так что сессия продлена еще и поэтому.

И третий момент: депутаты приняли во внимание слухи о планировании определенных акций в отношении парламента.

РГ | Вы имеете в виду заявление представителя президента в парламенте, который сказал, что не исключает роспуск Верховной рады, если она "узурпирует власть" и если "ситуация выйдет из-под контроля"?

Литвин | Да, я имею в виду известные призывы некоторых политиков, имеющих влияние на государственных деятелей... Это третья причина, заставившая нас продлить сессию.

РГ | А что, президент склоняется к решению распустить парламент?

Литвин | Я уверен, что президент не пойдет на антиконституционные действия. Он сам публично сказал об этом. Как гарант Конституции он отмел попытку некоторых своих советников навязывать ему решения, которые могут иметь непредсказуемые последствия.

РГ | Почему же непредсказуемые? Вы ведь наверняка представляете, какие последствия может иметь роспуск парламента?

Литвин | Я думаю, в этом случае говорить о легитимности президентской власти уже не пришлось бы. Но я исключаю неконституционные действия, как с одной, так и с другой стороны. Мы - серьезные, ответственные политики.

РГ | С вашей точки зрения, кто сейчас контролирует ситуацию в стране - президент или парламент?

Литвин | Каждый - в своем качестве. Президент, как глава государства, держит все процессы под контролем. Свою долю задач выполняет здесь и парламент. В конце концов ничего экстраординарного в стране не происходит. Просто некоторые люди стали чувствовать себя неуютно в своих кабинетах. Но это не проблема национальной безопасности и не проблема государственной стабильности.

РГ | И все-таки на Украине есть правительство или его уже нет?

Литвин | На Украине есть правительство, которое исполняет обязанности до формирования нового кабинета.

РГ | Такова версия парламента.

Литвин | Это не версия парламента. Это закон, оформленный Верховной радой Украины. А закон все должны выполнять.

РГ | Но Виктор Ющенко и Юрий Ехануров считают правительство действующим, без приставки "и.о.". Значит, все-таки есть конфликт?

Литвин | Нет никакого конфликта. Есть лишь попытка читать Конституцию по-своему. Я думаю, следует исходить из того, что существуют изменения в Конституции о расширении возможностей парламента. Он имеет право отправлять правительство в отставку. И нужно не оспаривать Конституцию, а обеим ветвям власти прийти к единому ее толкованию. Поскольку в стране не сформирован Конституционный суд, мы сами должны договориться.

РГ | Кстати, почему Верховная рада упорно не желает сформировать КС и принять присягу конституционных судей?

Литвин | Потому что не выполнены достигнутые договоренности.

РГ | Какие договоренности? Вы о чем?

Литвин | После того как не пустили в сессионный зал прежнего президента для принятия присяги конституционными судьями, мы договорились, что с новым главой государства подобное не должно повториться. Я предложил: мы принимаем постановление, которое регулирует процедуру присяги судьями КС. И, кроме того, часть судейского корпуса избирается парламентом. Тогда не будет никаких поводов препятствовать приведению судей к присяге. Конституционный суд формируется паритетно - президентом, парламентом и съездом судей. Это было задумано для создания политического баланса. А сейчас президентская сторона блокирует избрание судей парламентом. Мы четырежды вносили кандидатуры, но президентские и правительственные фракции бойкотировали голосование. Очевидно, кто-то рассматривает Конституционный суд в качестве политического инструмента. Поэтому разговоры о том, что парламент не желает сформировать КС, считаю инсинуацией.

РГ | Вы сейчас ведете переговоры с президентом о выходе из политического кризиса?

Литвин | Мы не находимся в состоянии войны, чтобы вести какие-то переговоры или объявлять о перемирии. Я не набиваюсь президенту в друзья, но у меня с ним нормальные рабочие и достаточно уважительные отношения. Когда возникает необходимость, мы проводим консультации. Вот и сегодня мы с президентом обсуждали пути разрешения возникшей напряженности между исполнительной и законодательной властями. Президент поддержал мои предложения.

РГ | О каких предложениях речь?

Литвин | В частности, я предложил провести в четверг заседание Верховной рады с участием президента и членов правительства. Я настаиваю на том, чтобы это было открытое заседание.

РГ | А кто-то предлагает провести его в закрытом режиме?

Литвин | Да, с такой инициативой выступили представители президентских фракций. Но, мне кажется, она не получит поддержки. Скрывать нам нечего.

РГ | Возможен ли компромисс между исполнительной властью и парламентом? И на каких условиях?

Литвин | Компромисс возможен только на принципиальных условиях.

РГ | На каких же?

Литвин | Отправная точка для диалога - обоюдное признание, что решение о роспуске правительства состоялось, вступило в силу и не подлежит отмене. Дальше можно обсуждать, какие совместные задачи должны решить президент, Верховная рада и правительство до завершения избирательной кампании, чтобы не лихорадило страну. Кроме того, можно обсуждать внесение изменений в состав правительства. Я считаю, что это сделать необходимо, чтобы расширить базу поддержки правительства в парламенте. Сейчас эта база - 150-170 депутатов, то есть примерно треть.

РГ | Какой смысл вносить изменения в состав правительства за два месяца до парламентских выборов?

Литвин | Смысл есть. Ведь если большинство членов правительства идут на выборы, они уже не думают, что сделать для страны, а думают только о том, как закрепиться в избирательных списках и заработать голоса для своей партии или блока.

РГ | Если президент не пойдет навстречу парламенту, рискнет ли Верховная рада сформировать коалиционное правительство прямо сейчас, до выборов?

Литвин | Во-первых, я не хотел бы, чтобы президент шел нам навстречу. Я думаю, все мы: и президент, и Верховная рада - должны идти навстречу стране. А во-вторых, парламент не вправе сейчас заниматься формированием коалиционного правительства. Согласно переходным положениям конституционной реформы, такие полномочия Верховная рада получит только по результатам выборов.

РГ | Виктор Ющенко объявил о намерении провести референдум по конституционной реформе, вступившей в действие с 1 января. Как вы полагаете, какие вопросы он хочет вынести на этот референдум и каких результатов хочет добиться?

Литвин | Если будут собраны три миллиона подписей по сто тысяч от двух третей областей Украины, то в этом случае президент может поддержать народную инициативу. Но закон о референдуме принимался в 1992 году. С тех пор на Украине многое изменилось. Поэтому прежде чем затевать референдум, надо принять новый закон о нем. Но каково бы ни было народное волеизъявление, изменения в Конституцию вносятся только парламентом. Так что в обход Верховной рады перераспределить полномочия исполнительной и законодательной властей все равно не удастся.

Украина