20.01.2006 01:00
Спорт

Владимир Чагин: "Завоевано все, но не время сходить"

Владимир Чагин - пятикратный победитель "Дакара"
Текст:  Юрий Ярыгин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3975)
Читать на сайте RG.RU

Самолет запаздывал. Сидя в зале прилета, я недоумевал: как же так? Почему так мало людей? Во многих странах мира победителей "Дакара" приравнивают к олимпийским чемпионам, их встречают, как национальных героев. А что же мы? Нет, не зря все-таки писал поэт: "Умом Россию не понять..."

15 января российский экипаж на "КамАзе" в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина стал победителем ралли "Лиссабон-Дакар-2006" в классе грузовых автомобилей.

Спустя год Чагин вернул себе звание чемпиона легендарного автомарафона, который часто называют одним словом - "Дакар". Данный ралли-рейд по-прежнему остается самой опасной и самой притягательной гонкой в мире. "Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался". Девиз "Дакара", придуманный его основателем Тьерри Сабином, справедлив до сих пор.

Эта победа стала для 36-летнего пилота уже пятой. Пентакампион! Чагину нужно выиграть еще одну гонку, чтобы сравняться по количеству первых мест с чехом Карелом Лопраисом.

Для команды же из Набережных Челнов нынешняя победа - уже седьмая по счету. Это рекорд, которого не добивалась ни одна из команд за всю историю супергонки. "КамАз" побил достижение чешской "Татры", на счету которой шесть побед.

В этом году участники ралли-рейда преодолели в общей сложности более 9000 километров. Трасса пролегала через территорию шести стран - Португалию, Марокко, Мавританию, Мали, Гвинею, Сенегал. Она была разбита на 15 этапов. На каждом - проверка на прочность, самоотверженность, выносливость. Не взирая на звания и регалии. Многие не выдерживали, ломались. Наши ребята выдержали. Они не просто дошли до Дакара, что само по себе почетно, они вновь оказались недосягаемыми для соперников. А их было как никогда много: около семи десятков.

Уже не первый год конкуренты пытаются понять: в чем же секрет успехов команды "КамАз-мастер"? Изучают ее вдоль и поперек, ищут способы сместить россиян с лидирующих позиций, но тщетно. Организаторы гонки чего только не придумывают для того, чтобы нарушить гегемонию камазовцев, но тщетно. Наши снова победили!

Всего полтора десятка лет назад только очень большие оптимисты могли поверить, что машина, сделанная на берегах Камы, сможет просто доехать до столицы Сенегала. А уж о победе детища российского автопрома на "Дакаре" могли тогда мечтать лишь не очень здоровые люди. Но факт остается фактом: невозможное случилось. Даже закоренелые скептики не могут не признать, что в кратчайшие сроки прилежные ученики из Набережных Челнов превратились в авторитетов, у которых не стесняются учиться и перенимать опыт.

И вот, наконец, в зале ожидания столичного аэропорта появились триумфаторы "Дакара-2006". Прошу Володю Чагина прокомментировать ход гонки. Он в ответ: "Гонка была тяжелой!" И все! Три слова, будто три огня.

В этом ответе весь Чагин - скромный, немногословный. А за этими тремя словами месяцы упорных тренировок и технической подготовки, и как апофеоз -две с лишним недели напряженного труда на трассах "Дакара", во время которого Чагин преображается и превращается в супермена. Но заканчивается гонка, и он снова - скромняга парень. Пройдет без формы - не заметишь!

С трудом удается выбить из Чагина отдельные подробности.

- Мавританский песок - это мука, - Владимир делает ударение на последнем слоге, а слышится совсем другое. - Он сыпучий. Машина проваливается в него, выходишь из нее - и тоже проваливаешься по щиколотку. Незадолго до дня отдыха мы дважды попадали в песчаные ловушки. Выгребаешь песок из под колес, а он не выгребается. Теряли время, десятки минут и часы, но все же добирались до финиша. А сейчас мечтаю доехать до дома и поесть домашние пельмени. Вот такие скромные запросы у одного из самых знаменитых спортсменов в мире. Чагин словно и не понимает, что, покорив в пятый раз "Дакар", он уже встал в один ряд с такими великими асами "Формулы-1", как Хуан-Мануэль Фанхио и Михаэль Шумахер. А может и понимает, но успешно скрывает это. Так или не так, но Чагин не собирается останавливаться на достигнутом. "Завоевано все, но не время сходить".

- Пока машина едет, будем стараться не подвести ее, - заявил он напоследок и отправился к поджидавшей его машине. Чагин торопился в другой аэропорт, чтобы оттуда вылететь в Набережные Челны, к жене Лене и детям. Их у него двое.

Владимир Чагин родился пятого января 1970-го года. Последние лет 10 он "отмечает" Новый год и свой день рождения на "Дакаре".

К своим вершинам Владимир шел постепенно. В команду он пришел 19-летним пареньком, прошел все ступени профессионального мастерства. Когда-то Чагин был обычным камазовским "водилой", а первые шаги на "Дакаре" сделал в качестве механика. И лишь затем стал пилотом самого престижного автомарафона в мире.

После первой победы на "Дакаре" Чагин не успокоился. Он выиграл еще три гонки подряд и лишь в прошлом году уступил пальму первенства своему товарищу по команде Фирдаусу Кабирову. В этом году Чагин вернул себе титул победителя "Дакара".

По признанию Владимира, через несколько недель после окончания очередной супергонки он начинает чувствовать зов африканской пустыни и желание посоревноваться. Нет сомнений, что если не случится ничего непредвиденного, в конце этого года Владимир снова прибудет на старт "Дакара".

Далеко не все знают, что в свободное от гонок и тренировок время Чагин выполняет обязанности начальника бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО "КамАЗ".

- Садясь за руль в мирных условиях, я испытываю настоящий кайф оттого, что не надо ни за кем гнаться. За превышение скорости мою "Тойоту" гаишники тормозят от силы раз в месяц, - признался как-то Владимир Чагин.

Кстати, на родине триумфаторов последнего "Дакара" встретили как положено. В здании аэропорта "Бегишево" состоялась торжественная церемония, в которой приняли участие родные и близкие членов команды, представители мэрии, руководства завода, лидеры молодежных общественных организаций, представители средств массовой информации. Победителям были зачитаны поздравительные телеграммы от руководителей республики Татарстан и Госдумы Российской Федерации.

Мэр города Набережные Челны Ильдар Халиков, поздравляя победителей, отметил, что команда "КамАЗ-мастер" преподнесла всем жителям города прекрасный подарок, и этой победой гордится не только автоград, но и вся республика, вся Россия.

Досье "РГ"

И "Дакар-2006" не обошелся без трагедий. На девятом этапе в аварии погиб 41-летний мотогонщик из Австралии Энди Кэлдекотт, а последние два дня унесли жизни двух мальчиков, пришедших посмотреть соревнование. За 28-летнюю историю проведения ралли-рейда "Дакар" на нем погибли уже 48 человек, из которых восемь детей, 23 участника, в том числе и Тьерри Сабин.

Автомото