- Александр Анатольевич, поздравляем с высокой наградой. У ваших сценариев обычно "книжные" названия: "Космос как предчувствие", "Парад планет", "Плюмбум, или Опасная игра". Случайность?
- За рубежом сценарий является конвейерным производством, обычно в аудиоформате. Его создает целый коллектив: специалисты по "гэгам", по репризам, по заострению сюжета и др. А российский сценарий - это всегда уникальное явление, автономный род литературы. Именно поэтому сценарист редко становится режиссером: у режиссера более легкомысленное отношение к печатному слову. Режиссер самодостаточен, он мыслит образами и может самостоятельно стать автором фильма. Хотя, как правило, ничего хорошего из этого не выходит, за редкими исключениями.
- Это касается отечественного кинематографа, или - в целом?
- Лет пять назад у нас появилось так называемое коммерческое кино, полностью вытеснив традиционно российское искусство - авторский кинематограф. Сегодня кино - в первую очередь товар, так происходит во всем мире, не только у нас. А поскольку отношения в искусстве стали товарно-денежными, то те люди, которые дают деньги на кино, одновременно дают и свою идею. Им интересно получить прибыль, это нормально. Но качество, глубина сюжета при этом, конечно, страдают.