23.01.2006 01:30
Культура

Статуя Екатерины II возвращается из Еревана в Москву

Ереван вернул Москве скульптуру российской императрицы
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3977)
Читать на сайте RG.RU

Дело в том, что прилетела Екатерина в Москву именно из Еревана, куда скульптуру Александра Опекушина вывез в 1952 году директор Государственного музея изящных искусств им. А.С. Пушкина Сергей Меркуров. Как рассказала корреспонденту "РГ" главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева, именно он спас скульптуру ее знаменитой тезки от трагической участи всех остальных памятников царствующим особам, которых Опекушин изваял за свою жизнь немало. Дело в том, что после революции 1917 года драгоценный каррарский мрамор, из которого изготовлена статуя, предполагалось распилить на куски, чтобы пустить их на 40 бюстов Карла Маркса. Сначала Меркуров перевез скульптуру в запасники музея, потом какое-то время хранил у себя в мастерской (он был тоже скульптором). Но тревога за судьбу статуи не покидала его, и чтобы "из рубля все-таки не нарубили пятаков", говоря словами Селезневой, он организовал ее вывоз в Армению.

Более тридцати лет императрица простояла во дворе Ереванской государственной картинной галерее под открытым небом. В 2001 году скульптуру поставили в один из залов галереи, а в июне 2003 года постановлением правительства Республики Армении было решено вернуть ее Москве. Именно в это время началось активное сотрудничество двух столиц. Организовать возвращение монумента Юрий Лужков поручил префектуре Центрального административного округа.

За годы странствий и невзгод величественная царица потеряла скипетр и крест из короны. Для того чтобы по дороге домой еще более не повредить статую, ЦАО привлек специалистов, которые изготовили специальный саркофаг. В Москву доставили специально нанятым для этого самолетом. И началась реставрация, стоившая префектуре ЦАО более полутора миллионов рублей.

"Сейчас в статуе из белоснежного светящегося мрамора вы ни за что не узнали бы ту грязную, всю в трещинах скульптуру, которую привезли к нам, в Третьяковку", - говорит Селезнева. В просторном вводном зале, с которого начинается любая экскурсия в Третьяковке, Екатерина II стоит одна, во всем величии, как и положено императрице. Из реставрационных мастерских Третьяковки она вышла в конце прошлой недели. "Последний шаг в этот зал дался тоже с большим трудом, - рассказывает главная хранительница. - Монумент высотой 2 метра 60 сантиметров и весом три тонны не лез ни в одни двери, пришлось вывинчивать фрамугу и вносить скульптуру в окно, предварительно укрепив фундамент зала".

Последнее ли это пристанище скиталицы? Увы! Пока неизвестно. Спор, где в конце концов должна быть установлена скульптура, вспыхивал не раз довольно жаркий. Специалистам Третьяковки, например, под руководством которых шли реставрационные работы, трудно представить, что Екатерина, с которой они за это время сроднились, снова может покинуть их. "А я считаю, что статуя должна вернуться в Екатерининский зал - ныне Государственного исторического музея, откуда более чем полвека назад начались ее странствия", - сказал корреспонденту "РГ" Владимир Платонов. Впрочем, главное, наверное, в другом - Екатерина снова дома.

Архитектура Армения ЦФО Правительство Москвы