Две крайние позиции по иранскому вопросу.
Первая. Президент Ирана - сумасшедший религиозный фанатик, который не только отчаянно рвется к Бомбе, но даже не в силах элементарно сдерживаться. Его угрозы в адрес Израиля, смысл которых сводится к тому, что "Холокоста еще не было, но не волнуйтесь - вы его скоро получите!", опасны для всего Человечества, т. к. ясно, что он, как и Гитлер, на евреях не остановится. Больше того, он претендует на то, чтобы возглавить - с Бомбой в руках! - наиболее экстремистское крыло Ислама. В близкой перспективе это может обернуться "термоядерной Войной Цивилизаций", а в самой ближней перспективе ядерные технологии могут попасть террористам от бен Ладена до Басаева! Мораль: Человечество обязано любой ценой остановить агрессора, пока он еще не открыл ящик Пандоры.
Вторая. Никто не представил ни единого убедительного доказательства того, что Иран готовит ядерное оружие. Больше того. При бурном росте их энергозатрат Ирану действительно нужна мирная атомная энергетика - чем они и заняты. Зато истерика в западных СМИ уже идет не хуже, чем по поводу того же "оружия массового поражения" в руках Саддама. Кому неймется затеять еще одну войну?! Ради чего? Чтобы США, наконец, установили окончательное военно-политическое господство на Ближнем Востоке? Или ради успокоения фобий израильского общества? Что касается заявлений президента Ирана, отрицающего Холокост, предлагающего "переселить" Израиль в Европу... Да, они звучат "странно", пусть вызывающе, но, в конце концов, не начинать же "войну из-за слов"! Мораль: прекратить истерику в СМИ, вести переговоры с Ираном в рамках МАГАТЭ, как с любой страной, ведущей работы в ядерной области.
Ясно, что обе эти позиции односторонни. Неясно другое - где именно между ними лежит адекватная оценка?
Например, все же трудно вообразить любого президента Ирана - каким бы там фанатиком он ни был, - который развяжет без малейшего повода термоядерную войну против Израиля! Зачем? Ведь никаких реальных точек соприкосновения и конфликтов (территориальных, экономических, национальных и т.д.) у Ирана с Израилем - нет. Так что же, начать войну за "освобождение народа Палестины", о котором он заботится куда больше, чем о своем народе? Но, оказавшись в эпицентре ядерной войны, народ Палестины, пожалуй, и впрямь избавится не только от "сионистской оккупации", но и вообще от всех земных забот и бедствий...
И, наконец, есть исторические прецеденты. Не забудем, что, несмотря на все крики, Иран обстреливает Израиль ругательствами, но не ракетами! И раньше Иран проклинал Израиль, давал деньги шахидам, но воевал все-таки с Ираком (1980-1988), причем нападающей стороной был Саддам...
Вместе с тем и закрытость иранской ядерной программы, и весьма "удивительная" риторика президента, и общая тяга лидеров такого типа к оружию - все это (не говоря уж о данных разведки Израиля и США) порождает более чем серьезные сомнения в "сугубо мирном" характере ядерных исследований. Если же они делают оружие, то, в конце концов, не столь важно каковы сегодня мотивы таких действий. Государственные амбиции? Претензия на военно-политическое лидерство на Ближнем Востоке? Гарантия от "агрессии Запада и Израиля"? (Кстати, ядерное оружие не защищает Иран от войны, а прямо наоборот - провоцирует, притягивает войну, не будь разговоров об оружии, не было бы и разговора о войне!) Наконец, действительно агрессивные намерения, попытки, скажем, военного давления на Израиль (а может быть, и на совсем другие страны Ближнего Востока, да и не одного Ближнего Востока!)?
Все может быть. Ясно одно - ядерное оружие предполагает огромную меру ответственности, огромную степень предсказуемости политического режима (не говоря уж о каждом отдельном политике). Можно спорить, есть ли такая мера ответственности у всех ядерных стран и лидеров, но очевидно, что президент Ирана этих качеств, мягко говоря, не демонстрирует. И никакая перестраховка в этом вопросе не будет излишней.
Таким образом, безопасность Ближнего Востока (в первую очередь самого Ирана) да и всего мира ясно требует не допустить производства ядерного оружия в Иране. В этом едины, кажется, практически все страны. Дьявол как всегда в деталях - в методах решения этой проблемы.
Ясно, что сухопутной военной операции против Ирана никто не планирует. США, увязшие в Ираке, не могут открыть второй фронт - да еще какой, против страны с 70-миллионным населением, причем в отличие от Ирака эта война легко может превратиться в религиозную! Что касается авианалета, то и на это едва ли пойдут США и Израиль. Разбомбить все иранские ядерные объекты и технически невероятно сложно, и жертвы более чем вероятны. США не станут это делать без формальной санкции ООН, да и Израилю перспектива мирового остракизма крайне неприятна. По крайней мере, ясно, что эта мера - самая последняя и до этого будут много раз использованы все другие методы.
Но каковы же эти "другие" методы?
И здесь мы сталкиваемся с любопытным парадоксом.
Экономические санкции против Ирана, вытекающее из них резкое (до 100 долл/баррель) повышение цены на нефть - кому выгодны?
Очевидно, экспортерам нефти, в т. ч. России. А невыгодны? Импортерам - очевидно, США.
И вот США как будто стараются довести дело до этих санкций - а Россия делает все, чтобы до них не дошло!
Абсурд?
Не совсем так.
В ноябре, как известно, в США выборы в конгресс. Да, повышение цен на нефть больно ударит по экономике - это правда. Но эффектная внешняя политика, очередная мобилизация против внешнего врага - она в США (как в любой стране мира) способна, пусть на время, сплотить население вокруг власти. Не этим ли - хотя бы отчасти - объясняется желание США играть роль "злого следователя" в иранском вопросе?
Что касается "доброго русского следователя", то и тут есть вполне рациональные причины. Слишком большой поток нефтедолларов в результате санкций против Ирана был бы скорее вреден для России. А вот геополитические интересы России - и на Кавказе, и в плане строительства газопроводов Туркменистан - Иран с выходом в Персидский залив - плотно завязаны на Иран. Поэтому хорошие отношения с Ираном для России не роскошь, а необходимость. Наконец, "особые отношения" с Ираном - один из козырей России при ее играх с другими странами.
Однако, маневрируя, следует помнить, что в любом случае самое главное - защита безопасности России и всего мира от угрозы "ядерных землетрясений". Кажется, что последние договоренности России с Ираном работают в этом направлении.