Ажиотаж, царящий на открытии, был вызван не только всеобщим обожанием Высоцкого, но и тем, что в Новосибирске до сих пор не было ни одного современного памятника, который мог бы считаться художественным достоянием.
А тут бронзовое творение столичного мастера, высокий постамент, сам Никита Высоцкий на церемонии!.. Однако сегодня "РГ" стали известны некоторые подробности появления скульптуры, отнюдь не добавляющие восторга.
Дело было так - еще в конце прошлого года зампредседателя Российской академии художеств (отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток) Арам Григорян мимоходом сказал мне, что наш памятник Высоцкому - это никакой не эксклюзивный шедевр, а всего-навсего... копия скульптуры, уже установленной в Черногории. От этой информации я, к стыду своему, отмахнулась. И даже, грешным делом, заподозрила Арама Григоряна в профессиональной зависти - у этого скульптора ведь тоже есть модель памятника поэту, пока никем не востребованная.
Но одно дело - услышать и совсем другое - увидеть собственными глазами. Увидеть памятник Высоцкому в столице Черногории - Подгорице - мне довелось по одному из телеканалов спустя несколько недель. На фоне бронзового силуэта - знакомого до боли! - сфотографировался министр иностранных дел Сергей Лавров, неустанно укрепляющий связи с братским славянским народом, и эти снимки демонстрировались по ходу телеинтервью. Оказалось, что идентичный новосибирскому памятник установлен в Подгорице еще осенью 2004 года, то есть годом раньше, и является даром (!) правительства Москвы. И вот тут-то захотелось устроить скандал. Потому что вспомнились звучавшие в Новосибирске призывы пожертвовать "кто сколько может" на создание "народного памятника народному поэту" (подчеркнем - на создание, а не на тиражирование!). Потому что автор памятника - Александр Таратынов, полумосквич-полуголландец, - на открытии рассуждал об "обнаженной правде", которую символизируют босые ноги поэта, и почему-то ни слова не говорил, что памятник является копией. Потому что в конце концов установить "клон" скульптуры, которая уже "прописалась" в другой стране, и ни словом об этом не обмолвиться - это как-то слишком провинциально даже для Новосибирска. Мол, народ "схавает" - где в конце концов Сибирь и где та Черногория?!
Учредитель Сибирского фонда по увековечиванию памяти Высоцкого Анатолий Олейников в беседе с корреспондентом "РГ" не стал отрицать, что фигура поэта идентична той, что стоит в Подгорице. И автор, понятное дело, тот же. Но подчеркнул, что Александр Таратынов для новосибирцев кое-что изменил - например, голову и гитару. Да и вообще, наш Высоцкий выше, потому что, оказывается, стоит на постаменте, а сербский на земле - вот такое кардинальное отличие.
- Более достойного проекта у нас не существовало, - признался Анатолий Олейников. - Да, мы объявили конкурс, победителем стал наш новосибирский скульптор Геннадий Парамонов, однако специалисты из мэрии сочли, что работа Парамонова - сырая, любительская и ставить ее возле театра нельзя. Велись переговоры с другом Высоцкого Михаилом Шемякиным, но его проект мы не потянули бы - он запросил два миллиона долларов гонорара. Так и появилась идея поставить в Новосибирске памятник Таратынова - это было мнение в том числе и Никиты Высоцкого.
По словам Анатолия Олейникова, Александр Таратынов долго не соглашался на этот шаг - и поэтому нельзя обвинять его в корысти и бессовестном тиражировании своих шедевров. Якобы все деньги, полученные от новосибирского фонда, скульптор потратил только на отливку нового памятника из бронзы, а себе и не оставил ничего, ни копейки буквально. Правда, сумма, которую якобы заплатили скульптору, у экспертов вызывает сомнения - дороговато за литье. "За эти деньги я отолью восемь таких Высоцких, - заявил "РГ" профессор Арам Григорян. - А если на спор, то шестнадцать. Пусть их на каждой автобусной остановке поставят!"...
Но дело, в общем-то, не в деньгах. В конце концов, и мэрия, и областная администрация Новосибирска перечислила сравнительно невеликие средства на это городское украшение. Немного собрали и жители - около ста тысяч рублей. Основные миллионы потратил Фонд, и это, можно сказать, личное дело его президента - сколько тратить на скульптуры. Вернее, заново отлитые копии. Однако вот что интересно - куда, как говорится, смотрели городские власти, на какие проекты памятников? И вот как ответил на вопросы "РГ" главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский (тоже, кстати, произносивший красивые слова о совершенствовании архитектурного облика города на презентации "краденого" памятника):
- О том, что скульптура Высоцкого является копией уже установленного памятника, я узнал уже после открытия. Причем не от авторов идеи, а от других специалистов. Если бы мне стало известно об этом раньше, я бы попытался не допустить этого - встретился бы со скульптором, например. Конечно, узнавать об этом постфактум неприятно, но что сделаешь? Да и ничего особо страшного я в этом не вижу - есть много таких историй. Вот стоят же у нас в Оперном театре фигуры античных героев! Конечно, хотелось бы, чтобы это были подлинники шедевров, но увы! И никто ведь не возмущается... Кроме того, у нас Высоцкий стоит на высоком постаменте с надписью - а это уже дает основание считать его оригинальным вариантом.
...Оставим в покое злосчастный постамент - смеяться два раза над одной и той же шуткой немного утомительно. Вот про фигуры античных героев - это сильный комментарий. Думаю, что во всем Новосибирске не найдется ни одного человека, искренне полагающего, что в Оперном стоят подлинники античных статуй. А вот современный памятник Высоцкому считали оригинальным все, даже, как выясняется, главный архитектор города. Если следовать этой логике, можно легко украсить Новосибирск, поставив известные памятники на каждой клумбе. Там, глядишь, Минин и Пожарский, в другом углу - Петр Великий на коне. Ведь ничего же, как считают чиновники, страшного! Может быть, стоит вынести этот вопрос на обсуждение городской общественности?! Правда, проекты памятников Высоцкому никто не обсуждал, да и не показывали их особо никому, - вот и исправим ошибку...
- Тиражирование собственных работ недопустимо с точки зрения профессиональной этики, - считает скульптор Арам Григорян. - Да, можно подарить какому-то городу модель памятника, где-то уже установленного, - но честно заявить об этом и не выдавать за оригинальное творение. Но модель обычно дарится гипсовая и ставится она не на площади, а где-то в музее. То, что произошло в Новосибирске, я считаю неуважением к жителям этого города.
...Напоследок добавим. В Новосибирске собираются установить памятник Пушкину. И на пресс-конференции по поводу открытия Высоцкого Александр Таратынов сказал, что хотел бы, мол, поучаствовать в конкурсе. Тем более что есть опыт. По странному совпадению Пушкин работы Таратынова уже стоит... в Черногории. Теперь я прямо-таки опасаюсь - как бы та же самая работа не возникла в Новосибирске. Сербы и сибиряки, конечно, братья. Но уж во всяком случае не близнецы.