Основная цель такого масштабного строительства в Лужской губе Финского залива - ускорить перегрузку экспортно-импортных грузов и уменьшить транспортные издержки для российских товаропроизводителей. Планируется, что грузооборот порта составит 35 млн. тонн. Этот портовый комплекс - единственный российский порт на Балтике, способный принимать сухогрузы грузоподъемностью до 75 тысяч тонн и обрабатывать наливные суда грузоподъемностью до 120 тысяч тонн. В припортовой зоне будут построены перерабатывающие и обрабатывающие заводы. Естественно, что обрастет порт и социальной инфраструктурой - на территории, прилегающей к порту, запланировано строительство поселка городского типа на 20 тысяч жителей. В порту Усть-Луга будут построены и введены в эксплуатацию 9 терминалов, а также автомобильно-железнодорожный паромный комплекс "Балтийский паром" Усть-Луга-Балтийск-Германия.
Строительство порта осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на основе государственного и частного партнерства. Такой грандиозный проект потребовал и грандиозных денег - общая стоимость проекта составила 2 млрд. долларов. Только в 2005 году Усть-Луга получила около 5 млрд. рублей инвестиций, а в этом году планируется инвестировать в объекты порта более 8 млрд. рублей. В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожной инфраструктуры Северо-западного федерального округа на развитие ближних подходов к морскому порту Усть-Луга будет потрачено 24 млрд. рублей инвестиций. Кроме того, правительством Ленинградской области подготовлена инвестиционная программа развития вокруг порта сети автомобильных дорог.
Президент остался доволен увиденным. "Усть-Лужский порт - один из самых крупных инфраструктурных проектов за последние десятилетия. Это уже серьезный проект европейского масштаба", - сказал Путин на совещании, посвященном развитию порта. По его словам, предстоит реализовать еще много, в частности построить паромную переправу, которая соединит Калининград и порты Германии, создать ряд терминалов, в том числе зерновой: "Если мы все сделаем, то действительно к следующему году сможем выйти на десять миллионов тонн, а к десятому году - на 32-35 миллионов тонн перевалки грузов. Усть-Луга - это один из хороших и ярких примеров эффективного сотрудничества государства и представителей частных компаний". Правда, просто построить порт мало - нужно еще и "заманить" в него перевозчиков. Пока около трети грузов проходит через порты российских соседей. "Мы не будем силой загонять сюда грузоперевозчиков", - подчеркнул Путин. По его мнению, следует идти по пути создания наиболее благоприятных условий для их работы.