Геннадий Кириллов | В Онкоцентре было незначительное возгорание, как мне сообщили, пока я ехал к вам, в подвале здания загорелся утеплитель теплотрассы на площади 25 квадратных метров: сейчас этот очаг уже ликвидирован. На Южнопортовой улице гораздо серьезнее, на место выехал главный пожарный инспектор по г. Москве генерал-майор внутренней службы Виктор Климкин. Там горит склад бытовой химии - отсюда и слухи о взрывах баллонов (за те два часа, что длилась наша встреча, пожар потушили. - Ред.). Причины обоих возгораний еще будут устанавливаться. Но статистика за последние дни неутешающая - с учетом достаточно серьезных морозов пожарная обстановка на территории всех регионов страны серьезно ухудшилась. За неделю количество пожаров возросло в два раза, 95 процентов погибших - при бытовых пожарах. И это при том, что за весь прошлый год количество пожаров снизилось на 2,4 процента! Но вы же понимаете, что отопительные системы, которые есть на сегодняшний день, не везде соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Во многих регионах системы ЖКХ устарели. И если во время холодов многие предприятия были отключены от подачи электроэнергии в целях экономии, то сейчас их веерно начали подключать. Возросла нагрузка, и начались соответствующие проблемы.
С другой стороны, люди пользуются самыми разными обогревателями, нередко греются при помощи открытого огня. Хотя мы сотни раз говорили, насколько это опасно. Я понимаю, что запретить обогревать свой дом невозможно. А если дети маленькие или старики в квартире? С одной стороны, им нужно тепло, с другой - надо предупредить опасность возгорания. Поэтому я рекомендую пользоваться в таких случаях масляными радиаторами.
РГ | Геннадий Николаевич, эхо владивостокской трагедии не утихает уже вторую неделю. Сейчас в Приморье работает комиссия из Москвы. Можете сообщить предварительные выводы?
Кириллов | Когда гибнут люди - это всегда трагедия для всех. Не надо думать, что пожарные такие черствые, ко всему привычные. Мы прежде всего, конечно, стремимся как можно больше спасти людей. И почему-то мало говорят о том, что из горящего здания было спасено 102 человека! Хотя, конечно же, гибель даже одного человека - уже трагедия.
Пока у нас есть только предварительные выводы. По нашему мнению, на сегодняшний день одна из главных причин такого количества погибших - это несвоевременный вызов пожарных. Сигнал о возгорании поступил в Единую диспетчерскую службу "01" с опозданием в пределах от 20 до 40 минут. Драгоценное время было упущено. Более того, наших ребят вызвали не сотрудники Сбербанка, не работники других офисов из этого же здания, а какой-то случайно проезжавший мимо человек. Через семь минут после этого сообщения на место трагедии прибыл первый пожарный расчет, а сам пожар, кстати, тушили всего десять минут.
Комиссия уже признала верными действия пожарных при тушении - были приняты все необходимые меры по спасению людей в сложившейся обстановке, они работали решительно и слаженно. А вот то, что руководство отделения Сбербанка пыталось само потушить пожар, да еще и запретило сотрудницам эвакуироваться, заставило девушек закрывать компьютеры, разбирать папки, - это и привело к тому, что погибло так много людей. Сейчас на этот счет в прокуратуре уже есть ряд объяснительных.
О том, как идет расследование пожара во Владивостоке и какие города находятся в "группе риска", какие правила пожарной безопасности должны соблюдаться в наших домах и офисах, а также о состоянии пожарной системы читайте в ближайших номерах "РГ".