26.01.2006 04:30
Власть

Эксклюзивное интервью с председателем ОБСЕ Карелом де Гухтом

Председатель ОБСЕ Карел де Гухт о задачах, которые он намерен решить
Текст:  Надежда Сорокина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3980)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Вы стали председателем ОБСЕ сравнительно недавно. Какие задачи вы намерены реализовать, заняв этот пост?

Карел де Гухт | В качестве председателя ОБСЕ я хотел бы выполнить решения, достигнутые в ходе декабрьской министерской встречи в Любляне. Речь идет о шагах по реформированию ОБСЕ. Я считаю, что необходимо уравновесить три так называемые "корзины" ОБСЕ - военно-политическую, экономическую и гуманитарную. Мы рассчитываем придавать больше значения экономическому сотрудничеству в рамках ОБСЕ. В частности, среди приоритетных направлений - обсуждение транспортной тематики.

Второй задачей, которую я ставлю перед собой, должна стать работа по созданию механизма урегулирования "замороженных" конфликтов в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Приднестровье. Такие продолжительные по времени конфликты угрожают будущему народов этих регионов. Если ОБСЕ стремится стать организацией, которая наводит мосты между странами и народами, то наша обязанность заключается в том, чтобы разрешать конфликтные ситуации способами, приемлемыми для всех сторон. В круг важнейших задач ОБСЕ входят также предстоящие переговоры о статусе Косово.

РГ | В Москве нередко полагают, что ОБСЕ слишком мало делает для защиты интересов национальных меньшинств в Латвии и Эстонии.

Де Гухт | Ситуацию с национальными меньшинствами в государствах, входящих в ОБСЕ, внимательно отслеживает Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам господин Экеус. Его стиль работы - "тихая дипломатия" и диалог. Как показывает опыт, такой подход остается наиболее эффективным при решении деликатных вопросов, к числу которых относятся межнациональные отношения.

РГ | Россия обвиняет ОБСЕ в двойных стандартах при оценке выборов, проводимых на постсоветском пространстве. Как вы относитесь к этим обвинениям?

Де Гухт | Я знаю, что нас в этом плане нередко критикуют. Кстати, эта критика прозвучала и на недавней министерской конференции в Любляне. Одно из решений, которое там было принято, касается именно процедуры наблюдения за выборами. Изучением этого вопроса будет заниматься Бюро демократических институтов и прав человека. Было решено, что страны будут вносить в Бюро свои замечания и предложения. А затем на основании этих документов Бюро подготовит отчет, который поступит на обсуждение министерской конференции в Брюсселе в декабре 2006 года.

РГ | Чем вы объясняете то, что ОБСЕ уже третий год подряд не удается принять совместную декларацию глав МИД стран - участниц этой организации.

Де Гухт | Это действительно печально, что страны, входящие в ОБСЕ, никак не могут принять совместную декларацию на ежегодных министерских конференциях. Отсутствие единой позиции по региональным проблемам не позволяет найти общего языка, который способствовал бы появлению совместной декларации.

Тем не менее в той же Любляне был принят целый ряд постановлений и решений, которые способствуют развитию организации по многим направлениям. Накануне конференции удалось достигнуть важного соглашения о размере взносов в бюджет организации со стороны ее членов. А уже на самой министерской встрече было найдено решение по еще одному очень важному вопросу - реформе ОБСЕ.

Внешняя политика ОБСЕ