Что очевидно? Газ, коммерциализируясь, политизировался. На трубе играет не только Россия. С солом на трубе с газом выступают политики из сопредельных государств.
Во всех осложнениях, связанных с трубой, как нетрудно заметить, важную роль сыграла информационная война, которая продолжается и по сию пору. Ее перипетии, по-своему, занимательны.
Прежде всего тем, что российские СМИ воюют не с украинской прессой, а меж собой. Это следствие того, что газовый конфликт с Украиной оказался фактором и внутриполитической жизни России.
Диспозиция. Либеральная журналистика недвусмысленно определила заломленные "Газпромом" цены как шантаж, как месть Киеву за "оранжевую революцию" и как проявление имперских амбиций со стороны России. Государственные издания настаивали на чисто экономической стороне дела. Национал-патриотическая пропаганда почти приветствовала "газовый империализм" России, видя в самом "Газпроме" некий инструмент собирания земель бывшего Союза.
Предварительные итоги. После подписания известного соглашения, возликовала либеральная пресса. Ее тезисы: а) Украина, найдя поддержку на Западе, не поддалась на шантаж и выиграла; б) Россия осталась с носом, и цивилизованный мир в который раз однозначно указал на ее место.
(Оно - у параши, как считает Валерия Новодворская). Государственные СМИ настаивали на иной интерпретации: они говорили о взаимовыгодном характере соглашения. То есть о ничьей в пользу рынка.
Но вот кто по-настоящему взвыл, так это профессиональные патриоты. И громче всех самый красноречивый из них - господин Проханов: "Поучительным итогом "газовой войны" является отчетливое понимание, что установлен санитарный кордон вокруг оскопленной России. Ющенко откровенно хохочет над Путиным. Выглядит в глазах приверженцев как победитель, вторично "нагнувший" москалей. Сторонники России деморализованы, смотрят на Москву с гадливостью".
Пейзаж после битвы. Не прошло и трех дней, как диспозиция переменилась. Рада отправила Еханурова в отставку, тот не отправился, и таким образом наметился конституционный кризис. Переменился и тон игроков на информационном поле.
Теперь взвыли радикальные либералы. Теперь они "с гадливостью" смотрят на Россию, поскольку убеждены, что, в конце концов, это "кремлевские москали" унизили, нагнули хохлов и поставили демократические завоевания Майдана под сомнение.
Тогда расчесывать мы стали раны. Радикальные либералы в который раз сошлись с радикальными националистами не только в тональности своих пропагандистских кампаний, но и еще вот в чем.
И те, и другие при каждом удобном случае готовы до самозабвения и сладострастно расчесывать вечно зудящую экзему национальной гордости великоросса. Ну, ладно, национал-патриоты, готовые всякое природное явление рассматривать с точки зрения покушения на Россию... Но ведь и космополитичные либералы не прочь посыпать соль на ту же рану. Еще только-только в эфире либеральной радиостанции прозвучали две сакраментальные цифры - 95 и 230, еще ничего не было понятно, но рикошет-вопрос уже сформулировался: кто выиграл и кто проиграл?
Что бы ни случилось - проиграла футбольная команда, не пустили фильм на фестиваль, арестовали за границей экс-министра, Кобзон не прошел фейс-контроль на какой-нибудь границе - один стон с обеих сторон: не унижение ли это нашего национального достоинства? Только одни впадают в истерику: какой позор, какой стыд и кто за все это ответит! Другие не без злорадства торжествуют: ну вот, нам еще раз указали на наше место. "У параши", - тут же прибавит Валерия Ильинична.
Увы, либеральные публицисты все чаще позволяют себе играть на тех же струнах, что и публицисты из противоположного лагеря. И даже на одних и тех же радиочастотах. Их кардинальное расхождение по мировоззренческим вопросам не мешает им брататься в едином порыве путинофобии.
Собственно, последние пропагандистские перестрелки-пристрелки - это продолжение годичной давности информационной войны, вызванной "оранжевым" Майданом. Это продолжающийся спор о пользе бархатных революций.
Спор не вреден в отличие от самих революций.
То, что случилось после Майдана, не менее поучительно, чем сам Майдан. На нем, как мы помним, слились в едином порыве две взаимоисключающие идеологии (левая и правая), а после победы - одной на все оппозиционные силы - случилось то, что случилось. И списывать сегодняшний политический кризис в Украине на Кремль так же нелепо, как "оранжевую революцию" - на вашингтонский Белый дом.
Тем временем российская оппозиция упорно ищет формулу своего Майдана.
Формула украинского газа "50+230=95" была взята ею на вооружение. Шахматист Гарри Каспаров придумал комбинацию, пожалуй, не хуже - Квачков + Шендерович равняется Елена Лукьянова - юристка, дочь юриста как единый кандидат от оппозиции. Но что-то не срослось. Либералы, кажется, застеснялись, засмущались и ретировались. Тут и коммунисты стушевались: дочь юриста уступила дорогу экстремисту, у которого теперь есть шанс стать авторитетом в законодателях.
Можно дальше подумать: с кем из либералов или коммунистов надо смешать Копцева, чтобы на выходе мы получили бы Рогозина?
Уже многие обратили внимание на сходство украинского кризиса власти 06-го года и российской ситуации 93-го. Все дружно бормочут по-французски: "Дежа вю да дежа вю...".
Как бы не пришлось Ющенко из танков бабахать по Раде.
Предположим, сбывается мечта Гарри Каспарова, пытающегося слить в один баллон правых и левых, - объединенная оппозиция одерживает сокрушительную победу. Опять же одну - и на левых, и на правых. В Кремль на белом коне въезжает Явлинский. Премьером становится Глазьев, а заведующим Думой избирается Рогозин. И что дальше? Передел собственности. Отставка правительства. Двоевластие. Апелляция к народу, то бишь Референдум.
Еще одно дежа вю, но уже украинское?
Между тем
Глава российского минпромэнерго Виктор Христенко сообщил вчера журналистам, освещающим саммит ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге, что на этой неделе будет завершено создание совместной российско-украинской структуры с доступом к распределению газа на украинской территории.
По его словам, структура создается "Газпромом" и "Нафтогазом" Украины в соответствии с достигнутыми 4 января договоренностями между Москвой и Киевом. Также завершается работа по подготовке контракта с этой структурой на поставку ей газа, сообщил Христенко, добавив, что этот пакет может быть подготовлен до 1 февраля.