27.01.2006 02:00
Культура

Аниматор Тим Бертон реанимировал "Труп невесты"

Аниматор Тим Бертон освоил смежную профессию реаниматора
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3981)
Читать на сайте RG.RU

"ТРУП невесты" - это звучит с угрожающей прямолинейностью: слово "труп" не из сказочного лексикона. В отличие от слова "невеста". Но Тим Бертон не был бы Тимом Бертоном, если бы его черный юмор имел какие-нибудь границы. В этом может убедиться каждый, кто посмотрит вышедшую на наши экраны картину.

 

Перед тем, как стать автором культовых фильмов "Жуковый сок", "Бэтмен", "Сонная лощина", "Эд Вуд", "Марс атакует!" и "Крупная рыба", Бертон был художником студии Диснея. Рисовать он начал с детства, учился в Калифорнийском художественном институте, и дебютом его была анимация - короткометражка "Винсент", которую озвучил Винсент Прайс. Она немедленно получила награды на нескольких национальных и международных фестивалях. Кроме того, Бертон был автором и иллюстратором детских книжек "Кошмар перед Рождеством" и "Меланхолическая смерть мальчика-устрицы и другие истории". Так что теперь он вернулся к своей первой профессии художника-фантазера, которая в любом фильме оставалась для него главной.

Виктор/Виктория

Действие его новой картины происходит в некоем мрачном, викторианского стиля, городке. Воротилы индустрии рыбных консервов Ван Дорты мечтают войти в высшее общество. У супругов мешки денег, но они неотесанны. А у обнищавших аристократов Еверглотов высшего общества хоть отбавляй, а денег нет. Свое последнее и единственное богатство - княжеский титул - они собираются выставить на продажу, выдав дочку Викторию за богатого жениха. Такой жених Виктор как раз и есть у Ван Дортов, и его в оригинальном варианте фильма озвучивает Джонни Депп.

Пришла пора репетировать свадьбу, но робкий Виктор оскандалился, забыл слова, и пастор отправил его учить текст. Униженный и обиженный, блуждал он по темному лесу, когда полуразложившийся, но по-прежнему прекрасный труп женщины в белом явился ему прямо из-под земли, и на костлявом ее пальце было то самое кольцо, которое Виктор должен был подарить Виктории в знак вечной любви. Иными словами, бедняга оказался помолвлен с какой-то совершенно посторонней усопшей.

А теперь надо войти в положение Трупа невесты. После того как ее убили, она все ждала своего избавителя, и сердце ее было разбито. Сердце уже никогда не станет биться вновь, но девушке нужен человек, с которым она в любви и согласии скоротает вечность. Вот она и приняла юношу Виктора за такого человека и уволокла его за собой в Царство Мертвых, где бары открыты круглые сутки нон-стоп, и там так весело, как никогда не бывает в чопорном и скучном Царстве Живых...

Самое забавное: авторы фильма всерьез уверены, что весь этот черный юмор про труп невесты и юношу, которого она уволокла из-под венца, пришел из русской сказки. Возможно, до них долетели отзвуки пушкинской "Сказки о мертвой царевне", хотя эти отзвуки интернациональны и уже аукались в диснеевской "Белоснежке" и дримуорковском "Шреке". А название картины Бертона просто-напросто заимствовано у Шекспира.

Этот шедевр ручной работы Тим Бертон делал десять лет - старым дедовским способом, когда движения кукол снимают кадр за кадром, без всякого компьютера. Эту технику он впервые освоил в фильме 1993 года "Кошмар перед Рождеством", который вышел в режиссуре Генри Селика и под Новый год был показан по нашему телевидению. "Я люблю кукольную анимацию, это особое искусство, - рассказывал Бертон участникам пресс-конференции после премьеры картины на Венецианском фестивале. - Куклу можно потрогать, ты чувствуешь ее фактуру и ее тепло. Согласитесь, в этом есть что-то удивительное, когда ты физически касаешься своих героев и их двигаешь, как тебе заблагорассудится. Ты при этом ощущаешь, как устроен мир, как он работает. После окончания работы над "Кошмаром перед Рождеством" я сразу стал искать что-нибудь еще, пригодное для такой техники. И когда мой друг Джо Рэнфт рассказал мне короткую историю, буквально пару фраз из старой русской сказки, мне показалось: вот то, что мне нужно". Ему вторил сорежиссер Бертона по фильму, известный аниматор Майк Джонсон: "Тим Бертон помог вернуть кукольную анимацию публике. Уже "Кошмар перед Рождеством" вызвал к жизни новое поколение фанов этого искусства. Оно дает ту подлинность и фактурность, которые для компьютерной анимации недостижимы. И это огромный скрупулезный труд: режиссерам нашей картины нужно держать в голове все 26 декораций и сотни кукол со всеми особенностями их характеров, повадки и темпоритма, в котором они живут".

Как большинство полнометражных анимаций, "Труп невесты" - мюзикл. Музыку к обоим мирам - надземному и загробному - написал давний сотоварищ и сотрудник Бертона Дэнни Элфман.

Я говорю, значит, я существую

Работа над таким фильмом начинается с записи звука. Потому что давно замечено: в современном кино звук делает половину успеха. Плохо дублируя американскую картину на испанский или русский, можно угробить любой шедевр, как, к примеру, у нас угробили роль Джонни Деппа в "Пиратах Карибского моря". Болтливый Ослик в "Шреке" для мирового зрителя (кроме, увы, нашего) неотделим от фонтанирующего таланта Эдди Мерфи. Озвучивать анимацию считают за честь первые звезды Голливуда. В "Трупе невесты" хищной Мертвой невесте подарила свой голос Элен Бонэм Картер, робкой Виктории - Эмилия Ватсон.

А застенчивого Виктора сыграл Джонни Депп, одновременно снимаясь у того же Бертона в фантастической комедии "Чарли и шоколадная фабрика" (актер по этому поводу рассказал, как он садился к микрофону в студии "Трупа", не успев снять грим и костюм своего Вилли Вонки из "Шоколадной фабрики"). Джонни Депп - личное открытие Тима Бертона. Режиссер его приметил еще в 1990-м, когда пригласил 26-летнего рок-музыканта и участника телешоу "Джамп-стрит" на главную роль в фильме "Эдвард Руки-Ножницы". И Депп сразу стал знаменит. Потом он снимался у Бертона в фильмах "Эд Вуд" и "Сонная лощина". Дуплет "Чарли" и "Трупа" - их новая встреча.

Тим Бертон: "Всякий раз, когда я работаю с Джонни, он в чем-то меняется. Он всегда интересен в роли, хотя в жизни может показаться невыразительным. Он - как пластик, меняющий форму в соответствии с поставленной задачей, а мне нравятся актеры именно такого типа. Особенно если читатели журнала People внесли такого актера в список самых красивых людей мира. При этом Джонни любит рисковать, и, поверьте, не ради большого заработка. Он просто каждый раз меняется, становясь все лучше, все восприимчивей. С ним можно общаться на подсознательном уровне, и это меня восхищает".

"Если Тим захочет снять 18 миллионов футов пленки, на которой я буду три месяца сидеть не моргая перед горящей лампочкой, я это сделаю", - заявил Джонни Депп в ответ.

Часовых дел мастера

Кукла для анимации - очень сложная конструкция. В основе - металлический каркас, образующий как бы скелет персонажа. Каркас должен обеспечивать не только полную свободу движений, но и возможность жестко зафиксировать каждую фазу движения. Поверх каркаса наложены силиконовые "плоть" и "кожа", которые должны выдержать многие месяцы пребывания под палящими лучами раскаленных ламп. Художники фильма предложили несколько революционных технологических решений. Если в традиционной кукольной анимации мимика персонажей достигается простой сменой голов с разным выражением лица, то теперь они поместили внутрь каждой головы сложную систему шестеренок и шкивов, с помощью которых мимикой можно управлять. А доступ к этому часовому механизму обеспечивается через ушные проходы и шевелюру. Но чтобы в мозгу куклы можно было разместить целую фабрику кукольных грез в миниатюре, пришлось кукол увеличить: теперь они в четверть метра ростом и соответственно разрослись декорации. Одновременно кукловодам-аниматорам стало еще труднее управлять персонажами, не обрушив попутно все Царство Мертвых.

Кукольная анимация - дело ювелирное. Вот "актеры" уже на съемочной площадке - их одели, поставили в исходную позу, тщательно поставили свет, и они застыли. Они родились буквально из ничего, из фантазии художников, и что с ними произойдет, никто пока не знает. Начинается съемка, то есть скрупулезное выстраивание каждого кадрика, где аниматорам нужно держать в голове траектории каждой фигурки, руки, ноги, деталей костюма и обстановки. Иной раз счет идет на доли миллиметра, любое неловкое движение может все испортить - и тогда придется сцену начать с начала. А самое сложное - проделать все так, чтобы фигурки не просто задвигались, но стали живыми и выразительными, чтобы сложились характеры и нравы. Аниматор в переводе - "одушевитель".

В отличие от живых кинозвезд, каждая из которых существует в одном экземпляре, куклу можно сдублировать сколько угодно раз и с этими двойниками одновременно снимать сразу несколько сцен. Поэтому анимационный фильм делают так много людей. И все же есть свои ограничения. Потому что аниматор в данном случае и есть актер - только играет он не своим телом, а куклой. Но в образ он должен войти точно так же, как живой артист, и в таком кино принято, чтобы у каждого персонажа был свой аниматор. Результатом двенадцатичасового рабочего дня огромной команды предельно сосредоточенных людей станут одна-две секунды экранного времени...

Кино и ТВ