Во-первых, в ЦБ они будут защищены, во-вторых, смогут зарабатывать, и, в-третьих, Счетная палата сможет их контролировать. "Случится это в ближайшее время, - сказал Степашин. - Но плохо, что мы потеряли целый год".
Практически решился и другой "болевой" вопрос, который глава СП долго "пробивал". "Россия - уникальная страна, где все проверяют всех, но делают это по разным методикам, - объяснил Сергей Степашин. - Поэтому уже "перезрело" время для координации этого процесса.
В среду Государственная Дума в первом чтении единогласно приняла поправки к закону о Счетной палате.
Суть их в том, что теперь проверять, как мы расходуем бюджетные средства, можно будет только по постановлению палат Федерального Собрания, которое назначит независимого контролера. Это мировая практика. Так что законодатели нас поддержали. Но самое главное - что с этим согласилось министерство финансов. А это значит, мы двигаемся вперед по пути демократизации нашей страны. Хотя на самом деле проблем-то у Счетной палаты нет. И дело не в том, что мы что-то скрываем. Высший контролирующий орган не проверяется исполнительной властью, поскольку это создает конфликт интересов".
Вчера же на пресс-конференции Сергей Степашин рассказал об итогах работы своего ведомства и о том, к кому в ближайшее время нагрянут аудиторы. Итак, в прошлом году выявлено финансовых нарушений на 114,5 миллиарда рублей, и еще 1 миллиард "ушел" на нецелевое использование. Цифры впечатляющие. Однако при этом, по словам Степашина, ситуация по сравнению с прошлым годом все-таки меняется к лучшему. В 2004 году финансовых нарушений было выведено на чистую воду на 150,7 миллиарда рублей, а нецелевого расходования - на 2,3 млрд. Сократить эти показатели удалось упорядочением финансовой дисциплины, заработавшей системой казначейства и ужесточением, в том числе и по инициативе СП, статьи Уголовного кодекса за нецелевое расходование денег. Если оно происходит в крупном размере - то есть свыше 1,5 миллиона рублей, то виновный может теперь получить до двух лет лишения свободы. В особо крупном - свыше 7,5 миллиона - до пяти лет.
Хотя с нецелевым использованием средств федерального бюджета не все так просто. По словам Степашина, это зачастую вопрос не воровства, а перераспределения денег на другие нужды того же предприятия. За такие нарушения сажать виновного, может, и не стоит. А вот штраф взять надо. И приличный: "пусть продаст машину, квартиру, костюм, в конце концов. У таких людей есть что брать". А вот предприятия и работающие на них люди страдать не должны. А пока механизм таков: Счетная палата выявляет нецелевое расходование, минфин блокирует счет предприятия. И в результате сотрудники остаются без зарплаты. Отвечать должна не уборщица, считает Степашин, а то должностное лицо, которое принимало решение.
В этом же году СП предполагает продолжить отслеживать финансовые аспекты муниципальной реформы, будет проверять, например, использование средств при выполнении оборонного заказа и подведет итоги проверки РАО "ЕЭС России". "А также впервые проверим эффективность использования бюджетных денег аппаратом правительства России", - заявил Степашин.