30.01.2006 00:40
Общество

В Большом театре спела Ангела Деноке

Ангела Деноке спела в Большом
Текст:  Дмитрий Абаулин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3983)
Читать на сайте RG.RU

Не стоит обольщаться - в той же Европе далеко не каждый пойдет на "трудный" репертуар: сам видел в свое время полупустой зал берлинской Штаатсопер на отличной постановке "Воццека" Берга с блистательной Вальтрауд Майер. Тем более приятно, что на приезд Деноке, певшей в столице отнюдь не популярные арии, а все того же Альбана Берга, московская аудитория отреагировала по меньшей мере заинтересованно. Появившаяся у театра постоянная публика, приходящая на Шенберга, Прокофьева, Шостаковича, - бесспорное достижение последних лет. Главный дирижер театра Александр Ведерников, которому порой не хватает театрального темперамента в операх, над концертными программами всегда работает увлеченно и интересно.

Концертная ария "Вино" и три фрагмента из оперы "Воццек" - эти произведения Берга, созданные в 1920-х годах, стали запоздалым дебютом в Большом театре одного из самых видных представителей новой венской школы. К этому относишься почти как к должному, хотя в свое время советские театры моментально откликались на европейские новинки: тот же "Воццек" был поставлен в Ленинграде вскоре после мировой премьеры.

Пригласив Ангелу Деноке, Большой получил камертон, по которому можно было проверить серьезность притязаний. Написанная в 1929 году трехчастная концертная ария "Вино" на стихи Бодлера в переводе его немецкого собрата Штефана Георге - экстракт зрелой манеры Берга. Технически усложненная, перенасыщенная мотивами музыка прозвучала в устах Ангелы Деноке с неожиданной простотой. Певица чувствовала себя в музыке настолько свободно, что даже пританцовывала под мелькавшие в причудливом оркестровом хороводе обрывки танцевальных ритмов. Сотворчество и сотрудничество - эти слова, пожалуй, лучше всего определяют взаимоотношения солистки и оркестра.

В еще большей степени это относится к прозвучавшим следом отрывкам из "Воццека". В них оркестр Большого показал свою готовность к исполнению подобной музыки. Хотя жанр фрагментарного концертного исполнения не очень-то подходит для знакомства с оперой, произведением в высшей степени сценичным. Героиня Ангелы Деноке Мария - незаконная жена главного героя и мать его ребенка. Выбранные эпизоды относятся к двум полярным точкам роли. В первой сцене Мария стоит у окна и смотрит на проходящих солдат, заигрывая с ними. Во второй ищет душевного успокоения в чтении Евангелия, только что изменив мужу. Шаг от смутного недовольства нищей жизнью до самоубийственного греха - при сделанном выборе номеров из оперы эта пропасть оказалась несколько сглаженной. Деноке продемонстрировала отменное вокальное мастерство, точное понимание материала, но опыта для раскрытия драматургии образа у нее оказалось недостаточно. Эта возможность была предоставлена оркестру и детскому хору театра. Картину завершили симфонический фрагмент, буквально живописующий затягивающую Воццека трясину и помрачение его рассудка, и реплики ребят, с детской жестокостью спешащих посмотреть на убитую Марию.

Образ жизни Музыка