Так, затерявшиеся где-то между Лондоном и Москвой минские актеры ищут свой язык и способ существования. Стоит еще раз рассказать о том, что их инициатива выросла из первого в стране (включая то время, когда она была одной из республик СССР) драматургического конкурса. В результате оказалось, что кроме Николая Халезина, ставшего открытием московского сезона двухлетней давности, пьесу которого мечтали поставить сразу Олег Табаков и Олег Меньшиков, существует целое поколение молодых авторов, о которых стали говорить за пределами страны. В театре впервые стали обсуждаться проблемы "новой драмы" и новой реальности, возникли мастер-классы и лаборатории. Плотно связанные с проблематикой "новой драмы", активно смотрящие в сторону Москвы, молодые актеры все же начали с другого - с одного из сложнейших, и, безусловно, самого огненного текста нового поколения "Психоз 4.48" англичанки Сары Кейн.
Две актрисы в узком проходе между зрительскими рядами, почти на коврике кричат, смеются, дурачатся, пробуют на себе разнообразные манеры и речевые практики, складывая в результате историю одного самоубийства. Жесткий, исполненный ненормативной лексики, провокационный и яростный текст Сары Кейн они воспринимают в его самом главном качестве - предельной музыкальности. И именно ее реализуют в своей игре. Поют, тянут, рубят и скандируют слова, образующие странную поэму об одиночестве молодой женщины, не ведающей счастья. Их средства предельно формальны (точно в театре Васильева), их цель - необычайно человечна. Оттого и вышло, что едва ли не впервые удалось услышать не просто "странный", болезненный и виртуозно написанный текст, но еще и саму историю незамеченной любви пациентки к доктору.
Режиссер этого, как, собственно, и всех остальных спектаклей, "Свободного театра" Владимир Щербань утверждает, что вместе с появлением новых авторов в белорусском театре начнется и обновление всего театрального языка. "Сегодняшний белорусский театр похож на старую деву, которая строит гримасы, подмигивает и флиртует, хотя уже давно впала в старческий маразм. Сейчас новый белорусский театр, впервые за долгие годы, нащупывает свою тему. Пока этот театр виртуален и его как бы нет, но я уверен, что скоро он станет абсолютно реальным. Сейчас главную роль в нем играет новая белорусская драматургия, но, думаю, что она спровоцирует режиссуру и откроет новые актерские таланты. То есть произойдет реформация системы".
С таким энтузиазмом можно идти дальше. Тем более что спектакль "Мы. Опыт самоидентификации", высоко оцененный латышской критикой во время гастролей театра в Новом Рижском театре, приглашен на Театральную биеннале современной пьесы в Висбаден (Германия) в июле этого года. Коллективный коллаж текстов, написанных для конкурса коротких пьес "Мы", стал и вправду одним из первых в новой Белоруссии опытов культурной самоидентификации. Любопытно, что и здесь, в столь социально ориентированном материале, Владимир Щербань использует опыт игрового театра и элементы речевого тренинга "Школы драматического искусства" Васильева. Видимо, интеллектуальный театр, театр идей и концептов ближе молодым актерам Минска, которые ищут свои пути в искусстве.