01.02.2006 02:05
Культура

"Итальянец" не попал в список номинантов на "Оскар"

Высокая политика американской киноакадемии
Текст:  Петр Ненароков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3985)
Читать на сайте RG.RU

Но теперь мы отстающие, не оправдавшие надежд, второгодники мы, и пока это так, академики смотреть нас не станут. Такая для России идет полоса.

Политика, господа, кругом политика. А как же не политика, если восемь номинаций получает "Горбатая гора"? Если она реально претендует на статус лучшей киноленты года и, скорее всего, будет ею признана. Жаль, что мои соотечественники в большинстве еще не смотрели это кино (в апреле, говорят, посмотрят) - неплохое, профессионально сколоченное, но совершенно рядовое, не предлагающее ничего нового в области искусства. Кроме одного: оно имеет смелость сказать о существовании однополой любви в кругу настоящих американских парней, каковыми издавна считают ковбоев. Герои картины в своих джинсах и шляпах любят не певичку из салуна и даже не своих лошадей, а друг друга. Конечно же, этот факт сотрясает основы, и вот академики в знак солидарности выходят с радужными знаменами наперевес, чтобы поддержать униженных и оскорбленных.

Так было лет шесть назад, когда Нагиса Осима точно так же развенчал миф о настоящих японских воинах самураях - у него на красивого юношу западал целый полк, и фильм "Табу" прокатился по всем главным фестивалям, став классикой. Правда, там, кроме эпатажа, был высочайший художественный уровень. Здесь его нет. Но такая пошла полоса для фильмов с голубой каемочкой. Говорю без иронии, равноправие - дело святое. Но художественные компромиссы на "Оскаре" достигают критических величин. Он слишком послушно следует за "полосами". То лучшей картиной делает детскую сказку про Властелина колец, то ремейк театрального мюзикла, окончательно превратившись из конкурса искусств в мощную и очень дорогую пиар-кампанию. Где побеждают не фильмы, а влиятельные группировки. "Я даже не предполагал, что вокруг столько гомосексуалистов", - не сдержал изумления режиссер "Горбатой горы" Энт Ли, узнав о таком своем успехе.

В этом контексте остальные номинации даже как бы и не очень интересны. Тема однополой любви поддержана наличием среди номинантов байопика про нетрадиционного писателя Трумэна Капоте, есть также картина Джорджа Клуни из эпохи Маккарти "Спокойной ночи, и удачи", триллер Стивена Спилберга "Мюнхен" и социальная драма Пола Хэггиса "Столкновение" - по большому счету, единственная в этом списке оригинальная и сильная работа. По шести номинаций у картин Клуни, Хэггиса и у мелодрамы "Мемуары гейши" Роба Маршалла, которую запретили в Китае.

Примечательно, что в этой "оскаровской" кампании вопреки обыкновению в тени оказались блокбастеры - даже весьма успешный "Кинг-Конг" не принес оскаровскому лауреату Питеру Джексону ничего, кроме чисто технических номинаций, а главный хит года и финальная лента культовой эпопеи Джорджа Лукаса "Звездные войны: месть ситхов" и вообще получила только номинацию за грим.

В актерских номинациях самое необъяснимое - предпочтение, которое академики отдали из пары ковбоев-любовников именно Хитеру Леджеру, игнорируя не хуже играющего Джейка Гилленхала. Из актерского племени в числе номинантов Джуди Денч, Шарлиз Терон, Филип Сеймур Хоффман, Джордж Клуни, Рашель Уэйш, Фелисити Хаффман, Мэтт Диллон, Уильям Херт, Мишель Уильямс и Эми Адамс.

В категории полнометражных анимаций в тройке финалистов - картины Тима Бертона ("Труп невесты"), Хайяо Миядзаки ("Ходячий замок") и Ника Парка ("Проклятие кролика-оборотня").

Кино и ТВ