01.02.2006 04:00
Власть

Владимир Путин поручил Сергею Иванову сформировать военную полицию

Президент поручил сформировать военную полицию
Текст:  Игорь Елков Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3985)
Читать на сайте RG.RU

Поводом для такого поручения послужил драматический случай в Челябинском танковом училище. Хотя о необходимости создания в России военной полиции говорилось и раньше, в том числе и на страницах нашей газеты. Одно из самых заметных выступлений на эту тему - "военный доклад" Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, опубликованный в "РГ" осенью и - что немаловажно - в целом одобренный руководством министерства обороны.

По мнению Лукина, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Как считает главный российский правозащитник, принципиально важно при этом, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной, а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования и финансировались по отдельной статье бюджета.

С Лукиным согласны и многие военные эксперты. По их убеждению, военным полицейским вполне по силам осуществлять наблюдение за уставным порядком на территориях военных городков, гарнизонов и даже в казармах. Военные давно ратуют за то, чтобы обычных военнослужащих избавили от участия в патрулях и некоторых других видах гарнизонных и даже внутренних нарядов - пусть это возьмут на себя военные полицейские. Многие офицеры убеждены, что такой шаг значительно укрепит дисциплину: никакой "дед" не посмеет что-то возразить "полицаю". Сейчас же все наоборот: какой патрульный или дневальный, прослуживший полгода, остановит старослужащего из своей роты, отправившегося в самоволку? Да его самого за водкой пошлют! С полицейским - не договоришься, тем более не запугаешь.

Полицейские смогут контролировать ситуацию в спальных помещениях, солдатских столовых и клубах - везде, где возникают "бытовые" неуставные взаимоотношения.

Однако они должны будут не только охранять солдат от самих себя. Военная автоинспекция, контрольно-пропускные пункты, гарнизонные гауптвахты, задержание и конвоирование подозреваемых в нарушениях и преступлениях, отдельные виды караулов на особо важных военных объектах - все это тоже попадет в ведение полиции.

Возможно, полиция получит право проводить дознание, участвовать в следственных и разыскных мероприятиях. Во всяком случае у военных прокуроров появятся постоянные надежные помощники. Кроме того, военным комиссариатам можно будет при розыске злостных отказников опираться не на милицию, а на собственную ведомственную полицию.

Базироваться полицейские подразделения будут, скорее всего, в комендатурах. Более того, логичнее всего, если основой для полиции послужат уже существующие комендантские взводы и роты, усиленные специфическими службами.

Как утверждают источники "Российской газеты" в Минобороны России, технических проблем создать военную полицию сегодня нет: комендантские патрули, ВАИ, караулы и внутренние наряды - та же самая полиция. Все упирается в законодательство. Должны наконец-то получить статус гауптвахты, полицейских необходимо признать лицами неприкосновенными и наделить такими же правами, как сотрудников других правоохранительных органов. И, разумеется, ничего не получится без резкого ужесточения военных законов. "Дедовщина" и прочие преступления, по мнению офицеров, происходят в основном из-за безнаказанности. Многие командиры даже ратуют за восстановление дисциплинарных батальонов, которые слыли страшнее обычных тюрем и "зон".

Армия