Пробка в морозный вечер на подходе к Третьему кольцу на Ленинградском проспекте - ситуация не для слабонервных. Движемся едва-едва. Потом, когда уже наконец удалось нырнуть в тоннель в сторону Беговой, посмотрела на время: больше часа двигалась от улицы Правды до этого поворота. По соседству с той же скоростью "спешила" машина "03". Даже при огромном желании предоставить "скорой" зеленую улицу в этой пробковой каше не реально. И ее сирена была гласом вопиющего в пробке. А ведь в той машине - тяжелейший больной, которому не просто нужна медицинская помощь, а именно скорая, именно неотложная, экстренная.
В не столь отдаленные времена, когда еще не было таких пробок, я не раз подвизалась к бригадам "скорой" выезжать на вызовы. Знаю, какова цена любой задержки на дороге. Знаю и другое: они неминуемы, и нет никакого средства против них. И когда приходит жалоба: "скорая" приехала только через сорок минут", "скорая" опоздала и была уже не нужна", не возникает гневного желания наказать сотрудников этой службы - реалии не позволяют. Они не оправдание? Увы, они именно реалии, против которых средства нет.
Но должно быть другое: бережное отношение к "03", к тем, кто на ней служит. Именно так: не работает - служит. Потому как в таких, всегда экстремальных условиях, за такие грошовые зарплаты можно только служить, свято веря в необходимость, огромную значимость "03".
А взяться за эти заметки заставила "злоба дня": сейчас идет процесс выработки государственной политики в различных направлениях здравоохранения, дабы стал реальностью национальный проект "Здоровье". И тут никак не сбросить со счетов проблемы "скорой". Мы привычно относим к первичному звену амбулаторно-поликлинические учреждения, именно участковым врачам увеличили зарплату на десять тысяч рублей. Справедливо, заслуженно. Но ни в коем случае нельзя обделять вниманием "узких" специалистов, сотрудников "скорой". Предусмотрено, что зарплата последних начнет подниматься со второго полугодия нынешнего года. Вот только не на десять тысяч, как участковым терапевтам, а на 6650 рублей врачам, на 4800 - фельдшерам, на 3500 рублей среднему персоналу. У сотрудников "скорой" труд легче?
Недавно прошел I Всероссийский съезд врачей скорой помощи. Не тихо, не келейно - участники во весь голос говорили о наболевшем, о том, как необходима "03" помощь. Одна из самых острых проблем - кадры. За последние десять лет число вызовов "скорой" увеличилось на 30 процентов, количество экстренно госпитализированных выросло почти в три раза. Еще одна цифра, можно сказать, астрономическая: бригады "скорой" каждый год обслуживают 50 миллионов вызовов. Вспомните себя, любимых: где-то кольнуло, что-то прихватило - а поликлиника не близко к дому, добираться до нее желания нет, да там еще и очередь к кабинетам врача, да еще окно регистратуры не миновать... А тут набрал "03", и вот она, родная, которую мы редко хвалим, чаще ругаем, но она приезжает, и ставит диагноз, и помощь оказывает, а если надо, и в больницу отвезет, и там с рук на руки специалисту передаст. Средняя стоимость одного вызова - почти тысяча рублей - один из самых дорогих видов медицинской помощи. Сейчас немало средств направляется на решение проблем медицины высоких технологий, чтобы она стала доступной. Но если сравнить необходимость в ней - она менее одного процента - с необходимостью в экстренной, то приоритеты несколько меняются. Но крайне медленно меняется отношение к "скорой" - тут темпы сродни передвижению в автомобильной пробке.
В Нижнем Новгороде очень продвинутая медицинская академия. Однако за последние три года ни один из ее выпускников не пришел на работу в "скорую", где почти все врачи или предпенсионного, или пенсионного возраста. Нижний Новгород не исключение. И только повышение (признаем, минимальное!) зарплаты положение не изменит. Так же как не приведет к потоку желающих трудиться участковыми терапевтами, особенно в сельской местности. Жизнь диктует необходимость возвращения к системе жесткого распределения вузовских специалистов, которые прошли курс обучения за государственный счет.
В порыве реформирования всё и вся заявляет о себе тенденция к разделению скорой и неотложной помощи. Помню, как шел процесс их объединения, вполне оправдавший себя. Но почему-то сейчас появилось стремление снова их разделить. Мы уже писали (см. "РГ" за 20.12.2005 г.), что это лишь прибавит проблем всей службе, отрицательно скажется на охране нашего с вами здоровья. Но пока не исключена возможность вторично наступить на те же грабли. Только зачем? Зачем снова на поликлиники взваливать "неотложку"? Зачем нас снова ставить перед дилеммой: кого вызывать - "скорую" или "неотложку"?
Еще актуальный для нас с вами вопрос: куда, в какой стационар, если возникает необходимость в госпитализации, нас везет "03"? В Москве, когда случается беда, стараемся попасть в "Склиф", Первую градскую, Боткинскую. Эти адреса - как гарантия высококвалифицированной помощи во всех случаях. Там есть кадры, там есть условия для ее оказания в любое время суток. В столице есть и другие больницы, обладающие статусом скоропомощных, и потому для Москвы проблема экстренной госпитализации не имеет той остроты, как в целом по стране. А в целом по стране идет процесс сокращения стационаров, работающих на "скорую": десять лет назад их было 102, теперь 46. Уместно напомнить, что специалисты в таких больницах, даже профессора, получают зарплату меньшую, чем водитель троллейбуса. Не говорю о том, что водителю троллейбуса платят сверх меры - напротив, и ему нужна более высокая зарплата. Но, согласитесь, профессору скоропомощной больницы надо платить иные деньги, достойные его статуса. Я позволю тут процитировать руководителя НИИ скорой помощи имени Склифосовского профессора Александра Ермолова: "Если на "скорой" неквалифицированный специалист оказывает помощь при тяжелых отравлениях, то летальность возрастает в три раза. А если такого пациента привозят в стационар, где не готовы оказать специализированную помощь, то летальность возрастает в десять раз". Такая вот статистика. Очевидно, что в полном объеме такая помощь может быть оказана только в крупном, многопрофильном скоропомощном лечебном учреждении.
...На днях с Ярославского вокзала в Москве отошел необычный поезд "Терапевт Матвей Мудров". (Для непосвященных: Мудров - выдающийся российский ученый-медик начала прошлого века.) "Мудров" не для пассажиров. "Мудров" - многопрофильный консультативно-диагностический центр. В его вагонах такая медицинская начинка, что самый современный стационар позавидовать может. А пункт назначения поезда - поселки Дальнего Востока. Пациентами станут не только железнодорожники и члены их семей, но и другие жители-дальневосточники, живущие и работающие там, где привычные для горожан стационары и поликлиники просто невозможны. Там-то этот самый "Мудров" и будет сочетать в себе все виды медицинской помощи, в том числе и скорой. И никаких "пробок" на дорогах, ему зеленый свет обеспечен. Вот бы и всей службе "скорой" включить такой светофор.