Но все же создание СП второго февраля, хоть и с опозданием на один день, стало крупным достижением "Газпрома". Соглашение об СП стало реализацией главного из положений договора о "газовом урегулировании" с Украиной от 4 января. СП будет поставлять на Украину 34 миллиарда кубометров газа в 2006 году и около 58 миллиардов - в 2007 году. Эти объемы СП будет продавать "РосУкрЭнерго" по цене, на которой настаивал "Газпром", - 230 долларов за тысячу кубометров.
Не обошлось и без компромиссов. СП, по уставу, не будет иметь права владеть, управлять, распоряжаться или пользоваться объектами газотранспортной системы Украины. И поскольку стратегическая цель "Газпрома" - стремление к большему контролю над газопроводами стран-транзитеров - остается неизменной, то можно предположить, что обозначено направление для дальнейших усилий.
Эксперты уже сейчас предсказывают возможные проблемы. Не случайно председатель Верховной рады Владимир Литвин по горячим следам заявил, что новый парламент Украины не расторгнет соглашение о создании СП с Россией по реализации газа, "если оно не противоречит национальным интересам". А ряд депутатов, нацеленных на грядущие выборы, предсказал даже возможный "дефолт" "Нафтогаза Украины" - по причине того, что продажа газа фактически выводится из юрисдикции компании.
Как видим, поставленная "точка" вполне может обратиться в другой знак. Поэтому едва ли можно считать случайным то, что в эти же дни "Газпром" резко активизировал поиск альтернативных путей для экспортных объемов газа.
По имеющейся информации, возможно создание российско-греческо-турецкого консорциума для сооружения 400-километровой артерии. Новый газопровод позволит переключить на турецко-балканский маршрут почти половину российского газа, ежегодно перекачиваемого через Украину и Молдавию. На северо-востоке Греции новое ответвление может соединиться с трубопроводами, поставляющими российский газ в Болгарию и бывшую Югославию, а через них - в Восточную и Центральную Европу. Если же добавить, что в декабре прошлого года началось строительство Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, то становится ясно, что "обход" Украины в ближайшие годы вполне реален. В случае реализации этих планов Украина как фактор транзитного риска практически перестанет существовать.