Всю афишу пересказать нельзя. Собрано все то, что можно назвать музыкальным спектаклем, - будь то мюзиклы, рок-оперы или музыкальные драмы и комедии, - их оказалось около трех десятков, не считая гала-концерта на открытии. Сам фестиваль, благо, что первый, пройдет в "демонстрационном" режиме. Нет ни жюри, ни премий, соответственно, не будет и лауреатов. Все это возникнет только после окончания фестиваля, когда начнется подготовка к следующему, который ожидается в феврале 2007 года.
Цель подобного рода акции, - что не скрывают сами ее организаторы, - привлечь внимание к самому жанру музыкального спектакля, который переживает то ли кризис, то ли расцвет. А также соединить многочисленные актерские и авторские таланты из российских регионов с возможными инвесторами. Ну и с публикой, конечно. То есть поступить так, как советовал Наполеон, - ввязаться в бой, а там, как выйдет.
прямая речь |
Алексей Рыбников,
композитор, президент фестиваля
Российская газета | Какой главный вопрос, на который отвечает фестиваль?
Рыбников | Мне задают вопросы: "Вы что, хотите оживить умирающий мюзикл?" Или: "Зачем этот западный мюзикл на нашей сцене?" Как будто не было огромного числа зрителей, посетивших потрясающе яркие современные музыкальные спектакли. Наш фестиваль - веха, с которой можно оглянуться назад и двинуться дальше. Да, инвесторы, вкладывавшие деньги в эти спектакли, не всегда довольны. Это дело хлопотное в прокате, не всегда окупающееся.
РГ | А какой был принцип отбора на фестиваль?
Рыбников | Отбор будет на следующий год, когда заработает экспертная комиссия, когда будет жюри. Сейчас мы собрали то, что смогли собрать, исходя из технических сроков. Не будет и наград по номинациям.
РГ | Вы, как автор "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" и "Юноны и Авось", смотрите вперед без боязни?
Рыбников | Со времени первой прошло 30 лет, второй - 25 лет. Конечно, это не было никогда мюзиклом, это наш, российский вид музыкального спектакля, родившийся в 70-е годы, - спектакль для поющих драматических актеров. И критики во всем мире отмечали, что это не копирование западных образцов, а особый вид спектакля. Тогда я был уверен, что появится тут же много других спектаклей. К сожалению, именно в этом жанре не появилось ничего. Вообще же на фестивале будут представлены и рок-оперы, и классические мюзиклы, и оперетты, и пластические музыкальные спектакли, и рок-шоу, то есть все виды современных музыкальных спектаклей. Особенно я хочу всех пригласить на гала-концерт 9 февраля в ГЦКЗ "Россия", который обещает быть просто грандиозным.
Владимир Тартаковский,
директор театра "Московская оперетта", продюсер мюзиклов:
- Этот фестиваль, наверное, единственная возможность привлечь внимание к развитию жанра. При возникновении "Золотой маски" оперетта, опера и мюзикл пять лет были в одной номинации, что нонсенс. Конечно, опера всегда выигрывала. Потом ее выделили в отдельную номинацию, но оперетта и мюзикл остались совмещены. Сравнивать репертуарные спектакли с такими проектами, как "Метро", "Нотр-Дам" и "Ромео и Джульетта", крайне сложно. Я думаю, что период демонстрации лучших западных образцов на нашей почве закончен и будущее за мюзиклами, которые напишут наши композиторы, а поставят наши режиссеры. Все, начиная с техники и заканчивая людьми, для этого есть. После премьер западные постановщики говорили, что и получилось у нас лучше, и артисты талантливей, чем у них. Достаточно сказать, что из восьми ролей в Notre Dam de Paris пятеро наших были лучшими из всех, что поставлены по всему миру.
Андрей Максимов,
актер, режиссер, сценарист, теле- и радиоведущий:
- Я буквально несколько дней назад узнал, что наш спектакль "Кабаре за стеклом", премьера которого состоится 14 февраля в Театре киноактера, вошел в программу фестиваля. Что очень почетно. Залогом успеха фестиваля служит то, что его президентом стал Алексей Рыбников, композитор, который и помимо рок-опер пишет потрясающую музыку. Это, на мой взгляд, гарантирует абсолютное качество дела, за которое он взялся. Хочу два слова сказать о нашем спектакле, о котором в Интернете написано прямо наоборот. Для антрепризы продюсером Асей Кореневой была придумана история про телевизионное реалити-шоу. Тот спектакль сделали на основе пьесы Ануя "Оркестр". Спектакль в силу ряда обстоятельств не получился. Мне предложили написать пьесу с заранее определенными героями, актерами, танцами, декорациями и балетмейстером. Я написал пьесу, которая не имеет к Аную никакого отношения, кроме имен. Действие происходит в Париже. Французский продюсер собирает танцовщиц и танцовщиков для подготовки шоу, посвященного Бобу Фоссу. Никто не говорит этим людям, что их снимают телекамерами для реалити-шоу и показывают на всю страну. Так они становятся известными, о том не подозревая.
Егор Дружинин,
хореограф, постановщик мюзиклов и телевизионных шоу:
- Идея подобного фестиваля носилась в воздухе, но казалась мне преждевременной, потому что в России есть история замечательных музыкальных спектаклей в репертуарных театрах, но нет истории мюзиклов, которые играются совсем с иной интенсивностью, каждый день, в самостоятельном прокате. Потом я понял, что, возможно, большое количество спектаклей по стране прячется от нас, потому что у них нет бюджета для рекламы. И тогда подобный фестиваль является стимулом найти эти спектакли, а также подвигнуть постановщиков, артистов, режиссеров и инвесторов на создание новых. Задача же экспертной комиссии, которую я возглавляю, заключается в том, чтобы дать объективную картину с точки зрения профессионала, - изнутри процесса создания подобных спектаклей. Чтобы потом жюри смогло выделить лучшие спектакли в предложенном жанре. Надеюсь, что нынешняя инициатива группки энтузиастов заслужит внимание и широкого зрителя.