Между тем с подобной глобальной ревизией в области противодействия отмыванию преступных доходов мировые борцы с "грязными" деньгами приезжали в Россию в апреле 2003 года. Как раз накануне того, когда страну приняли в члены ФАТФ (Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями). Тогда эксперты из ФАТФ одобрили действия правительства России, которые оно предприняло для того, чтобы быть исключенной из так называемого "черного списка" стран, не борющихся с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Теперь, по словам Мельникова, задачи у проверяющих другие. В этом году по итогам проверки ФАТФ может потребовать от России очень серьезного изменения норм "противоотмывочного" законодательства. Несмотря на то что наша страна является членом ФАТФ, она еще не ввела в свои законы ряд норм, внесения которых требует эта организация от своих членов. К примеру, одна рекомендация ФАТФ особенно болезненна для России. Мировые борцы с "грязными" деньгами требует установить законодательный контроль за открытием счетов и операциями с ними "политически важных персон" - например чиновников, министров, депутатов. Тем более что на данный момент никакого такого контроля за чиновниками по линии "грязных" денег в России не существует.
К одной из самых серьезных норм, введения которой требует ФАТФ, в частности, относится право банков отказывать в открытии счетов клиентам без объяснения на то причин. Обсуждается и норма, которая дает банкам возможность приостанавливать подозрительные операции клиентов. Но если в Центробанке склоняются к принятию этих двух положений, то сами банкиры считают, что "рискованность" отношений с клиентами должны определять они сами, а не ФАТФ.
И это несмотря на то, что контроль за финансовыми учреждениями в России и так уже резко ужесточен. По словам Мельникова, только в 2005 году 14 российских банков были наказаны за неисполнение Закона о противодействии отмыванию доходов, в связи с чем лишились лицензий. По сравнению с 2004 годом это в семь раз больше. Кроме того, из-за несоблюдения норм закона об отмывании денег и ряда нормативных актов ЦБ почти половине банкам отказано во вступлении в систему страхования вкладов.
В беседе с "РГ" один из банкиров заметил, что критерии "подозрительности операций", разработанные этой международной организацией, крайне расплывчаты, под них может подпасть практически любой платеж. Вдобавок к тому ФАТФ предлагает внести изменения в документы, сопровождающие платежи. "Чтобы в каждой платежке сохранялась информация о первичном перевододателе", - пояснил Мельников.
По словам экспертов, требовать от России внесения таких изменений в ее законодательство ФАТФ будет проще, если результаты апрельской проверки обнаружат "лишние" деньги на счетах представителей российской власти, "плохую" работу банкиров. Кроме того, если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, то это будет иметь сильные негативные последствия для компаний и российской экономики в целом, вплоть до включения страны обратно в "черный список" ФАТФ. А когда Россия была в "черном списке", потери ее были огромны.
Справка "РГ"
ФАТФ была создана решением парижского саммита лидеров стран "большой семерки" по борьбе с отмыванием "грязных" денег. ФАТФ разрабатывает рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, в соответствии с которыми страны-члены этой организации совершенствуют свое национальное законодательство. Сегодня ФАТФ рекомендует всем странам, участвующим в борьбе с преступным отмыванием доходов, внести в законодательство около 40 норм, регламентирующих работу банков в части отмывания доходов.
Россия стала полноправным членом ФАТФ в июне 2003 года, менее чем через год после того, как в октябре 2002 года была исключена из так называемого "черного списка" стран, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, в который она попала в 2000 году.