07.02.2006 04:10
Экономика

Александр Сакович: "До конца зимы скачка цен на бензин не ожидается"

Цены на бензин в России, оказывается, не зависят от дороговизны нефти, утверждают эксперты
Текст:  Ольга Кондратьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3990)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Александр Владимирович, в начале прошлого года президент сделал предложение "ЛУКОЙЛу", от которого не могли отказаться и другие компании, о необходимости придержать до января цены на нефтепродукты, что и было исполнено. Теперь, выходит, надо опять "идти к ним на поклон"?

Александр Сакович | Я называю это "мягким украинским вариантом". В Украине, как вы знаете, был выбран иной вариант: цены снизить, иначе - деприватизация нефтеперерабатывающих заводов. В результате - свертывание производства, дефицит, резкий скачок цен. Любой экономически необоснованный запрет или ограничение нарушают нормальную хозяйственную деятельность предприятий, дестабилизируют их работу. Однако в России и результат оказался мягче. Не было сокращения производства, а следовательно, и дефицита нефтепродуктов.

Но в условиях инфляции никакая цена на месте "не стоит", даже несмотря на воздействие "административного ресурса". В июле 2005 года цены вырвались на свободу, как теплое пиво из бутылки. На величине пенного фонтана сказалось все, что делалось государством в течение нескольких предыдущих месяцев, - пресловутая очередная индексация тарифов на услуги естественных монополий, индексация акцизов, резкое повышение ставки НДПИ.

Несмотря на этот опыт, ради решения задачи выхода на приемлемый показатель инфляции в 2005 году была принесена в жертву ближайшая перспектива: государство опять договорилось с нефтяниками о замораживании в рознице цен на нефтепродукты до конца года. Взамен оно должно было срочно принять меры по снижению налоговой нагрузки на нефтянку. Но опоздало. Бюджет 2006 года уже принят, так что какие-либо серьезные налоговые изменения можно рассматривать лишь для 2007 года, а может, и позже, учитывая трехлетний финансовый план. Исходя из этого, перспектива с ценами в начале 2006 года очевидна. Скорее всего, они значительно вырастут в начале второго квартала. Несмотря на то что все ошибки государства уже были включены нефтяниками в свои цены, но инфляционная-то составляющая осталась.

РГ | Но ее как-то можно смягчить?

Сакович | Понятно, что на нефтепродукты, как и на любой другой товар, влияет инфляция. Цены (в первую очередь на моторные топлива) не могут стоять на месте, но и изменяться они должны не более чем на 10 процентов в год. Это и будет экономически обоснованный рост.

В то же время принято решение о замораживании индексации акцизов на нефтепродукты в 2006 году. Правительство готовит постановление об отмене импортных пошлин на технологическое оборудование (в том числе и для нефтепереработки). С января 2006 года многократно сокращается срок возмещения НДС (точнее, налоговый вычет) для того же импортного оборудования. Теперь не надо дожидаться установки этого оборудования, достаточно заявить его к установке. Это значительно снизит затраты на капиталовложения.

Всех этих мер вполне достаточно для стабилизации цен на внутреннем рынке. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в условиях 2005 года стоны нефтяников о колоссальном налоговом бремени, о более чем 90-процентном изъятии прибыли при экспорте нефти при цене выше 25 процентов за баррель не больше чем миф, лукавство. Да, пошлины на нефть в соответствии с мировой конъюнктурой были высокими, достигнув к концу года 179,9 доллара за тонну (с 1 декабря - 179,6 доллара за тонну). В прошлом году нефтяные компании весь год получали при экспорте нефти бешеные прибыли, достигавшие 100-150 долларов с каждой тонны нефти. Дело в том, что ставки экспортной пошлины устанавливаются раз в два месяца по результатам мониторинга цен на нефть. Но она на европейских рынках стремительно дорожала. И получался довольно внушительный разрыв между ценами на нефть за период мониторинга и уже складывающимися после вступления новой пошлины в силу. Таким образом, к прибыли, которая сложилась бы при синхронизации цен мониторинга и ставки пошлины (около 40-50 долларов за тонну), постоянно прибавлялись еще не менее 70-80 долларов за тонну. Нынешний год, по-видимому, продолжит эту тенденцию: цены сейчас превышают 60, а пошлина с 1 февраля снижена -160,8 доллара за тонну.

Аналогичная картина складывалась и при экспорте нефтепродуктов. При этом нефтяники в один голос заявляли, что для них внутренний рынок еще более эффективен. Исходя из этого, я согласен с оценкой ряда экспертов, что в 2005 году чистая прибыль нефтяников составит около 40 млрд. долларов. На эти средства можно полностью модернизировать все нефтяные компании. В связи с этим я не понимаю, о каком налоговом бремени в этих условиях можно говорить, а тем более шантажировать дальнейшим повышением цен.

В конце прошлого года, когда мировые цены стабилизировались и даже наметилась тенденция к их снижению, мы сразу услышали вопли о катастрофе в нефтяной отрасли в связи с высокими пошлинами. Другими словами, сверхприбыль - это нормально, а отсутствие сверхприбыли - это катастрофа. Да просто нужно подводить итоги хозяйственной деятельности не каждый день или месяц, а в целом за год. Цены мирового рынка подвержены постоянным колебаниям. О прекрасных результатах 2005 года я уже сказал.

РГ | И все-таки в "стонах" нефтяников, наверное, кроме доли лукавства есть и сермяжная правда?

Сакович | Увы, из песни слов не выкинешь. В начале 90-х годов, когда все цены отпустили на свободу, нефтяники были посажены на прейскурант при заниженных с советского времени ценах на энергоносители. Тонна нефти стоила 30-70 рублей, а все вокруг - миллионы. Такой ценовой дисбаланс привел к полному краху богатейшей отрасли, превращению ее в безнадежного должника. К тому же предприятия не подпускали к экспорту, на этом наживались посредники, выделявшие нефтяному комплексу ничтожную квоту. Были ликвидированы нефтяные деньги под названием "централизованные капиталовложения" в АПК, ВПК и ТЭК. Резко упала добыча сырья: с 600 млн. тонн до 350 млн. тонн. Я удивляюсь, как нефтегазовый комплекс выжил в этих условиях. И как, скажите, пожалуйста, нужно было реагировать на такие кабальные условия, диктовавшиеся государством бизнесу? Он и выпутывался из этих решений, как мог.

Вынужденным, но экономически необоснованным было изъятие у нефтяников 3 млрд. долларов путем увеличения экспортных пошлин и НДПИ. Это решение, принятое в середине 2004 года, и спровоцировало резкий скачок цен на нефтепродукты. Именно с этого момента начался бешеный рост цен на бензин и дизельное топливо, создавший парадоксальную для нормальной экономики ситуацию: цены росли до нового года, хотя сезонный спрос на эти нефтепродукты, естественно, падал. Это связано с тем, что резкое увеличение фискального бремени с января 2005 года за счет увеличения ставки НДПИ нефтяники учли еще в конце 2004 года, взвинтив цены на нефтепродукты. В августе-сентябре прошлого года ставка НДПИ достигла максимального уровня - 2273 рубля за тонну. Это тоже учтено нефтяниками в нынешних ценах. Говоря языком турагентств, у нефтяников "все включено". Однако снижение к концу 2005 года ставки НДПИ не привело к снижению розничных цен.

Кстати, если среднемесячные мировые цены вдруг вырастут выше 60 за баррель, это приведет к увеличению ставки НДПИ на 100-200 рублей на тонну нефти. При нынешних розничных ценах на бензин и дизельное топливо (21-25 тысяч рублей тонна) - это менее 1 процента или не более 1,5 процента от "очищенных" от НДС и акцизов оптовых цен. Подорожание нефти - 70 долларов за баррель - даст прирост НДПИ примерно в 2-3 процента от цены на нефтепродукты.

Таким образом, утверждения о дальнейшем росте внутренних цен с ростом мировых цен на нефть мне представляются как чистый блеф со стороны нефтяников.

Беседовала Ольга Кондратьева.

Продолжение беседы читайте в сегодняшнем выпуске "Российской бизнес-газеты"

Нефть и газ Макроэкономика Минфин