07.02.2006 03:20
Экономика

Минфин подготовил законопроект "Об официальном бухгалтерском учете"

Проект закона "Об официальном бухгалтерском учете" обсудили профессионалы
Текст:  Андрей Евпланов Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (542)
Читать на сайте RG.RU

По мнению авторов документа, он обеспечивает, с одной стороны, гарантии получения полезной финансовой информации заинтересованными лицами, а с другой стороны - формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Закон должен ускорить переход российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Напомним, по замыслу правительства реформа системы учета и отчетности должна пройти в три этапа. На первом этапе перейти на МСФО должны компании, чьи ценные бумаги котируются на западных фондовых рынках. Правда, многие корпорации, чьи акции обращаются за рубежом, сделали это и без принуждения. Сейчас им приходится вести бухучет одновременно и по российским стандартам бухгалтерского учета, и по МСФО - так как западные инвесторы признают лишь этот вариант финансовой отчетности. На втором этапе переход на МСФО должны осуществить госкомпании и страховщики.

И на третьем - все остальные предприятия. На прохождение каждого этапа правительство отвело не менее двух-трех лет.

По мнению экспертов, новый закон действительно позволит существенно сблизить российские стандарты бухучета с международными - это по сути правила ведения бухучета в разных отраслях экономики. Согласно новому закону их разработкой займутся "органы негосударственного регулирования" (вероятно, речь идет о саморегулируемых организациях для каждой отрасли), а утверждать стандарты станет минфин. Предполагается, что национальные стандарты будут разрабатываться на основе МСФО.

Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александр Бакаев разъяснил основные положения проекта нового закона "Об официальном бухгалтерском учете". Среди нововведений Александр Бакаев отметил, что из нового закона исчезнет статья о главном бухгалтере. По его словам, это сделано в связи с тем, что зачастую гендиректор одновременно является и главбухом. К тому же всю ответственность за формирование учетной политики и ведение бухучета несет именно директор. Подпись главбуха в скором времени исчезнет и с банковской карточки, а порядок подписания документов компании фирмы смогут регулировать самостоятельно внутренними инструкциями.

Ни в старом, ни в новом законе не прописан порядок предоставления компаниями бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Бакаев отметил, что эта обязанность предусмотрена гражданским законодательством, законами об ООО, АО и другими. А поскольку в НК сказано, что порядок предоставления отчетности регулируется законом о бухучете, компании могут самостоятельно решать, как и в какие сроки эту отчетность предоставлять в ИФНС. Он также подчеркнул, что "налоговики не имеют право заставлять бухгалтера "правильно" писать проводки".

В то же время отчетность становится публичной и должна предоставляться в органы статистики с тем, чтобы любой гражданин мог за определенную плату получить данные о финансовом состоянии фирмы. По словам главы отдела методологии бухучета, 85 процентов бухгалтеров высказываются за то, чтобы предприниматели вели бухгалтерский учет наравне с компаниями. И именно поэтому в законе появилась такая норма. До 30 января все заинтересованные лица и организации могли высказать свое мнение о документе и предложить свои поправки непосредственно авторам. Таких писем в минфин пришло множество. По мнению экспертов, принимавших участие в обсуждении законопроекта, главным его достоинством является то, что он основан на тезисе, что государство должно только регулировать бухучет, а не определять его основные правила, как сегодня.

К числу безусловных достоинств законопроекта специалисты относят и то, что он способен закрыть несколько "белых пятен" в системе бухучета. К примеру, статья 15 четко прописывает особенности бухгалтерской и финансовой отчетности при реорганизации компании. Раньше этого не было.

Вместе с тем отмечаются и серьезные недостатки в документе. В частности, отсутствие статьи о главном бухгалтере (авторы считают это преимуществом), которая определяла бы его права, обязанности и уровень ответственности за принимаемые решения.

Эксперты не видят ничего хорошего в том, что множество саморегулируемых организаций будут разрабатывать совершенно разные национальные стандарты. Это должна делать единая негосударственная организация, иначе по-настоящему единые стандарты разработать просто не получится. Им также не нравится, что в законе обозначен ряд методологических положений, к примеру, по объектам бухгалтерского учета, первичным документам и регистрам.

Многие бухгалтеры хотят, чтобы методология определялась на уровне подзаконных актов: так будет легче при необходимости приводить их в соответствие с международной практикой и информационными технологиями.

Кроме этого, минфин так и освободил малый бизнес от обязанности составления финансовой отчетности. Конечно, вести бухучет он должен, но вот от составления финансовой отчетности их можно было бы избавить, полагают эксперты, таким образом можно было бы снизить их административные издержки.

   Наша справка

В декабре 2005 года в Госдуму был внесен альтернативный законопроект по регулированию бухучета, подготовленный Национальной организацией по
стандартам финансового учета и отчетности (НСФО).

Предметом законопроекта стала система регулирования с четким обозначением субъектного состава, полномочий и процедур принятия решений. В центре системы негосударственный орган регулирования, представляющий интересы экспертного сообщества. Приоритетная задача этого органа - удовлетворение запросов профессиональных пользователей финансовой отчетности. Негосударственный орган получает полномочия по разработке проектов стандартов и их толкованию. При этом роль государства сводится к одобрению либо неодобрению разработанных проектов. В случае возникновения тупиковых ситуаций предусмотрен механизм их разрешения.

Особое внимание в законопроекте, по словам главы НСФО Андрея Буренина, уделено независимости негосударственного органа регулирования. В частности, не допускается совмещение в одном органе функций регулирования налогообложения с регулированием финансовой отчетности. Что, считают эксперты, позволит минфину и Федеральной налоговой службе принимать более эффективные решения по вопросам налогообложения, поскольку их принятие не будет обременено непрофильными целями. В свою очередь качество стандартов не будет искажаться требованиями расчета налогов. При этом ближе всего по своим функциям для государственного органа, контролирующего принятие нормативных актов по бухучету и финансовой отчетности, стоят ФСФР и минэкономразвития, в сферу ответственности которых входят вопросы обеспечения защиты прав инвесторов.

В законопроекте также отражены вопросы раскрытия и представления отчетности, заложены основы системы обеспечения исполнения стандартов. Решена задача создания собственного понятийного аппарата, отделенного от гражданской отрасли права. В четкой иерархии выстроены нормативные документы, регулирующие отрасль. Закон "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" должен стать основой и иметь большую юридическую силу по отношению ко всем остальным законам, регулирующим соответствующие правоотношения. Все вопросы методологического и технического характера раскрываются в подзаконных актах в виде национальных стандартов отчетности и положения по ведению учета, одобряемых приказами органа госрегулирования. При этом метод внедрения международных стандартов финансовой отчетности строится на основе национальных стандартов.

В этом документе, считает Андрей Буренин, предлагаются более либеральные подходы в отношении компаний, которые в обязательном порядке должны составлять финансовую отчетность. Это касается лишь общественно значимых организаций. В отношении остальных решение о составлении отчетности принимается собственниками. Действующий Закон "О бухгалтерском учете" предлагается отменить полностью. ПБУ (правила бухгалтерского учета) продолжают действовать до момента отмены с целью сохранения преемственности.

На прошлой неделе в Москве состоялся второй национальной конгресс "Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности: анализ и перспективы", который стал площадкой для обсуждения и сравнения двух законопроектов: подготовленного минфином законопроекта "Об официальном бухучете" и версии НСФО "О регулировании бухучета и финансовой отчетности".

Статс-секретарь-заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов поддержал законопроект, подготовленный НСФО. По его словам, несмотря на то, что законопроект требует доработки, его общая концепция заслуживает поддержки. Глава ФСФР Олег Вьюгин был более сдержан. Он отметил, что антагонистических различий в подходах между двумя законопроектами нет. В предложенном НСФО законопроекте, по его мнению, есть большие плюсы, связанные с простотой, при этом учтен мировой опыт в этой области. Проект минфина выглядит более громоздко и сложно, заметил Вьюгин, отметив, что нужно искать конвергенции позиций минфина и НСФО и вырабатывать единый подход к реформированию бухучета.

Бизнес Банки Минфин