07.02.2006 04:00
Экономика

Разрабатывается Концепция стратегии развития регионов России

Разрабатывается Концепция стратегии социально-экономического развития регионов России
Текст:  Игорь Галкин
Российская Бизнес-газета - : №0 (542)
Читать на сайте RG.RU

О пользе аналогий

Тон обсуждению, которое, надо полагать, выходит на финишную прямую, задал член Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. Особую остроту проблеме, по его мнению, придает то обстоятельство, что нынешний масштаб российской экономики не соответствует ни ее территории, ни численности населения. Что это значит? Более чем скромный ВВП в 750 миллиардов долларов неизбежно обрекает Россию на дилемму: либо распасться на несколько стран, либо резко увеличить валовый продукт. Никто не давал нам мандат на развал страны. Значит, у нас должна быть осмысленная региональная политика, нацеленная на ее сплочение и укрепление.

И тут же высказал мысль, которая, видимо, должна положить конец многим сегодняшним дискуссиям. Когда я слышу, что мы должны поддерживать инфраструктурные проекты, исходя из соображений их эффективности, то думаю вот о чем. Представим, предложил неожиданно углубиться в историю Фадеев, что царское правительство исходило бы только из этих соображений, когда строило Транссибирскую магистраль. Что произошло бы с нашей страной в 1941 году, не будь этой - одной-единственной - дороги и не перебрось по ней советское командование в кратчайший срок полноценные, обученные войска с Дальнего Востока на фронт под Москву... Значит, интересы страны не всегда измеряются только экономическими категориями и прибылью, которую можно получить немедленно, по результатам конкретных операций.

Я знаю: на Дальнем Востоке и в Сибири немало хороших проектов, доведенных уже до степени инвестирования. Но, оказывается, даже списка таких проектов нет ни у правительства, ни у местных органов власти, ни у компаний Восточной Сибири. Больше того: мы так и не удосужились сесть за один стол с частными структурами и спросить: что вы можете предложить для развития региона?

По мнению Фадеева, проект Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ недостаточно инновационный. В документе не видно, как должна выглядеть страна через десятилетия.

Без денег инновации мертвы

Понятно, однако, что любые инновации мертвы, если их не на что реализовывать. В какой степени те же регионы могут рассчитывать на банковские кредиты? По большому счету тут мало что меняется. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян был весьма самокритичен: "В России трехлетние финансовые ресурсы называют среднесрочными, а пятилетние - долгосрочными. Причем кредиты со сроком более трех лет не превышают 6,5 процента от всех активов банковской системы, а 70 процентов - это "одногодки" и прочие коротыши. О каких серьезных проектах, тем более инвестиционных, инфраструктурных, здесь можно вести речь?"

В то же время президент банковской ассоциации явно не склонен поддерживать известный думский законопроект, ставящий своей задачей укрупнить к 2007 году капитал кредитных учреждений до 5 миллионов евро. По убеждению Тосуняна, это оголит региональную банковскую систему, создаст искусственный дефицит финансовых средств, то есть приведет к результатам, прямо противоположным искомому.

В чем же сами банки видят возможность повысить свою дееспособность?

"Нас все время пугают тем, что если в банках окажутся, к примеру, пенсионные средства, социальные фонды, то их немедленно разворуют, а потому их нельзя выпускать из рук правительства. Между тем во всех странах самый объемный финансовый ресурс - те же пенсионные фонды, которые используются очень эффективно. Но вот на это в России почему-то внимания никто обращать не желает", - недоумевает Тосунян.

Пойти по другому пути - не слишком рассчитывать на банковские кредиты, а начать формировать инвестиционно-заемные системы в регионах - призвал собравшихся генеральный директор Инвестиционной компании "ТатИнк" Владимир Смирнов. Суть такой системы, объяснил Смирнов, в том, что создается механизм, с одной стороны, позволяющий привлекать инвестиционные ресурсы на внутренних и внешних рынках, с другой - обеспечивающий баланс интересов ее участников.

В качестве организатора и координатора инвестиционных процессов может выступать структура, условно названная нами системным интегратором. Это чисто коммерческое образование, в котором, по словам Смирнова, найдется место и представителям государства. Его учредителем может выступить регион. В качестве взноса в уставный капитал вносятся пакеты акций региональных предприятий, денежные средства и имущество, находящиеся в региональной собственности. Таким образом "неработающие" активы обеспечат дополнительный экономический эффект.

Прообразом такого системного интегратора в Татарстане считается "Связьинвестнефтехим". Его уставный капитал, куда внесли свои акции 18 крупнейших предприятий республики, 37,5 миллиарда рублей. В минувшем году от выпуска еврооблигаций интегратор привлек в экономику Татарстана 250 миллионов долларов и перечислил в бюджет республики 224 миллиона рублей дивидендов.

Впрочем, к опыту Татарстана, региона с "жирком", специалисты отнеслись неоднозначно: без дополнительного, беспристрастного изучения трудно заключить, насколько он пригоден для всеобщего пользования.

Что не скрепил цемент

С национальными проектами регионам как будто бы проще: главное, чтобы деньги дошли до адресата, само их наличие при нынешних нефтяных доходах под сомнение не ставится. Ан нет, и тут проблемы, о каких не гадали. Руководитель департамента по перспективному развитию производства "Евроцемента" Михаил Тихонов напомнил, что в соответствии с программой "Доступное жилье" предусматривается увеличить в 2010 году жилищное строительство до 80 миллионов квадратных метров. Для этого цементная промышленность должна нарастить свой производственный потенциал до 85-90 миллионов тонн в год. Ныне ей такое просто не под силу. Существующие 45 российских цементных заводов в состоянии дать не более 58-60 миллионов тонн. Износ основного технологического оборудования превысил 70 процентов. Уже в минувшем году на рынках дал о себе знать дефицит этого материала.

Естественно, руководители отрасли рассчитывают на государственную поддержку - привлечение инвестиций, выделение земли под новые заводы и карьеры, отмену или уменьшение таможенных пошлин на ввоз нового оборудования, выпускаемого только за рубежом, расширение льгот по налогообложению на имущество, землю, прибыль...

Иждивенчество? Лоббизм под политическим козырьком? Знакомый уже нам Валерий Фадеев, судя по всему, так не думает. Он счел уместным привести аналогию с послевоенной Германией. После войны, когда треть жилищного фонда страны была разрушена, в Германии обнародовали концепцию социального рыночного хозяйства, появились целевые показатели обеспечения каждого немца жильем или квартирой. Компаниям, строящим жилье, стали предоставлять бесплатные государственные кредиты. Некоторые из них освобождались от налогов вообще. Доля государства на поддержку частных компаний в этом секторе достигала 7 процентов. Государство помогло развязать предпринимательскую инициативу в строительстве, накачало бизнес деньгами, направив в отрасль 14 миллиардов долларов. Не побоялось дать беспроцентный кредит, что вообще противоречит всем учебникам по экономике.

Вывод? Если компании хотят строить и если это нужно народу и государству - пусть строят, убежден Фадеев. Тут полный консенсус между интересами бизнеса и государства. Мы должны искать и находить вот такие точки слияния взаимных интересов частного сектора и властей.

Суд нас не рассудит

Однако по плечу ли самому бизнесу сегодня такие подвиги? ВЦИОМ провел исследования малого и среднего предпринимательства в стране. В 70 регионах бизнес оценивает свое финансовое положение как "более или менее позитивное", сообщил директор по развитию ВЦИОМ Дмитрий Авдиенко. Нефтегазовая Тюмень, конечно, лидирует. Но многие предприниматели чувствуют себя уверенно и в небогатых регионах, где они ощущают поддержку местных властей.

Большая проблема - с имущественными ресурсами. Все труднее обзавестись производственными и офисными площадями. Отсутствие возможности приобретать недвижимость в собственность лишает предпринимателей перспектив, они просто не могут планировать свою деятельность. Бизнесмены слишком зависят от других контрагентов, прежде всего от местных муниципальных властей, которые очень часто как раз и являются операторами недвижимости, сдаваемой в аренду. Кроме того, как утверждают бизнесмены, заел рост арендных платежей, а также платежей, которые вводятся местными контролирующими органами.

Велики ли шансы бизнесмена отстоять свои права в суде по претензиям к местным органам власти? На этот вопрос социологов только 0,8 процента опрошенных ответили, что у них на этот счет стопроцентная уверенность. Еще 4 процента считают, что такая возможность есть. Однако почти три четверти опрошенных считают, что у них нет шансов или они близки к нулю. В такой ситуации выбор, который делает предприниматель, очевиден. Он вынужден к кому-то обращаться за решением собственных проблем. Чаще всего этот "кто-то" - представитель этой самой власти.

Новые опасности, подчеркнул ВЦИОМ, исходят уже не от рэкета криминальных сообществ, а от противоправных действий чиновников, правоохранительных органов.

Хотя местные власти и заявляют о поддержке малого предпринимательства, но 45 процентов самих бизнесменов убеждены, что при принятии конкретных решений их интересы не учитываются.

Согласитесь, все это мало напоминает послевоенную Германию и по характеру отношений все больше начинает походить на то, что происходит ныне в России между государством и бизнесом большим.

Инвестиции Минэкономразвития