Что же касается единого социального налога, то по нему, напротив, отмечается резкое падение поступлений. По сравнению с 2004 годом поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, сократились почти на 40 процентов. По мнению экспертов, в этих условиях снижать ставку НДС было бы неразумно: бизнес в этом случае выиграет незначительно, а вот государство может пострадать серьезно, особенно если цены на нефть упадут. Сомнительным представляется и вероятность очередной реформы ЕСН, так как нынешнее падение сборов по этому налогу вызвано как раз снижением ставки.
Напомним, что минувшая неделя принесла очередное обострение дискуссии по поводу реформирования налога на добавленную стоимость. В окончательном варианте среднесрочной программы экономического развития, подписанной недавно премьер-министром Михаилом Фрадковым, появился пункт, предусматривающий снижение НДС с нынешних 18 до 13 процентов в период до 2008 года при условии, что будут созданы необходимые экономические условия.
Если такое решение будет принято, выпадающие доходы, по разным оценкам, составят от 300 до 500 миллиардов рублей. В связи с этим основной вопрос, по мнению экспертов, как будут компенсироваться эти потери. Единственный реальный источник - Стабилизационный фонд. Из которого, кстати, уже компенсируются доходы, выпадающие из-за снижения единого соцналога. Тем более некстати эти потери сейчас, когда нужны деньги на реализацию национальных проектов, отмечают аналитики.
Кстати говоря, нынешняя, 18-процентная ставка НДС была введена с 1 января 2004 года. До этого в течение пяти лет налог взимался по ставке 20 процентов. Льготная ставка в 10 процентов установлена для газет, журналов, научных и образовательных изданий, фармацевтики и медицинской аппаратуры. На экспорт нефти и газа установлена нулевая ставка НДС. Налог на добавленую стоимость взимается со стоимости, добавленной на стадии производства и обращения товаров и услуг, включая обмен и перепродажу. В добавленную стоимость включаются: заработная плата, расходы на рекламу, транспорт.
Затянувшаяся дискуссия вокруг НДС не идет на пользу предпринимательскому климату в стране.
Позиции сторонников и противников снижения НДС с 18 до 13 процентов давно определены. По мнению минфина и министерства экономического развития и торговли, экономический эффект, который даст снижение ставки налога, не сопоставим с тем ущербом, который в результате понесет казна. Расчеты, проведенные минфином и минэкономразвития, показывают, что введение 13-процентного НДС приведет к выпадению 500 миллиардов рублей, при этом дополнительный экономический рост составит 0,39 процента.
Министр финансов Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что налог на добавленную стоимость - это своего рода "подушка безопасности", обеспечивающая наполнение казны в случае падения цен на нефть. По мнению министра, радикальное снижение налога разбалансирует нашу экономику. Поэтому стоит оставить все как есть, по крайней мере, в ближайшие год-два. А потом эту тему вновь можно будет обсудить.
Вместе с тем многие ведущие экономисты считают, что радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость - необходимое средство обеспечения экономического роста. И наряду с расчетами минфина есть, в частности, расчеты аппарата правительства, согласно которым выпадающие доходы будут меньше, порядка 300-350 миллиардов, тогда как экономическая отдача станет весьма ощутимой.
Независимые эксперты предостерегают от излишнего радикализма при снижении налога. И выступают против отмены льгот по этому налогу, что неизбежно приведет к росту цен на социально значимые товары. Сохранение льгот по НДС полностью отвечает мировому опыту: они есть в Германии, во Франции и в других развитых странах.
Что касается ставки НДС, то, по данным РБК-рейтинг, самый большой налог взимается в Дании и Швеции - 25 процентов. При этом ставка НДС в размере от 15 до 20 процентов - самая распространенная в мире. Она применяется не менее чем в 82 странах. В Италии НДС составляет 20 процентов, во Франции - 19,6 процента, в Великобритании - 17,5 процента, в Германии - 16 процентов. Одна из самых низких ставок в мире зафиксирована в Японии - 5 процентов. Правда, там он применяется в виде так называемого налога на потребление. Таким образом, отмечают эксперты, нынешняя ставка налога на добавленную стоимость установлена на среднем мировом уровне.
Пока поставить в вопросе снижения НДС точку не удается. По мнению экспертов, затянувшаяся дискуссия вокруг НДС не идет на пользу предпринимательскому климату в стране. Любая серьезная компания планирует свою деятельность на год, два, три вперед. Снижение ставки основного налога, которое уже второй год остается под вопросом, - это дополнительный фактор нестабильности. "Бизнес хочет знать, к чему мы идем", - говорят эксперты.
мнения экспертов |
Дмитрий Черник,
президент Палаты налоговых консультантов:
- Откровенно говоря, может быть, это и было бы очень хорошо для налогоплательщиков, но я не очень верю в реальность такого резкого снижения НДС. Ведь что такое сразу перейти от восемнадцати процентов к тринадцати? Если говорить об абсолютном снижении налога, то это 27,8 процента. То есть предлагается почти на 30 процентов снизить основной бюджетообразующий налог. Я думаю, что не только для России в сегодняшней ситуации, но и для любой страны это было бы достаточно непросто и неоднозначно. Если осуществить это снижение в ближайшее время, возникнет вопрос: а чем его возмещать? Это вопрос номер один. Если послушать выступления достаточно квалифицированных и ответственных работников минфина, то, судя по их словам, возмещать нечем, кроме как проеданием Стабилизационного фонда, что тоже маловероятно. Поэтому я рассматриваю ставку 13 процентов как очень отдаленную цель, к которой надо идти последовательными шагами, но ни в коем случае не прыжком. На сегодня это утопическая идея.
Далее для меня остается открытым вопрос, который как-то затушеван в выступлениях и программах, хотя можно себе представить, как он будет реализовываться, если до этого дело дойдет. У нас есть ставка 10 процентов. Вроде нигде не говорится, что нужно эту ставку поднять до 13 процентов, но мне представляется, что такое повышение подразумевается. При ставке 13 процентов будет плоская шкала, и, стало быть, нам предстоит повышение с 10 до 13 процентов налога на все социально значимые товары. Мне приходилось уже говорить о том, что любое повышение означает новый виток инфляции и притом инфляции не на три процента, а гораздо больше. Проще говоря, у нас сразу взлетят цены на целый ряд товаров, в том числе на те, которые НДС вообще не облагаются, как показывает российский опыт последних лет.
Поэтому мне представляется, что вариант развития НДС как налога я бы предпочел иной. Может быть, как налогоплательщику мне бы и пришлось по вкусу снижение ставки до 13 процентов, но как экономисту мне представляется более реальным другой вариант. Снизить НДС, допустим, до 16 процентов, при этом ни в коем случае не трогать льготную ставку 10 процентов. Более того, если уж льготную ставку трогать, то только в сторону снижения. То есть налог должен идти однонаправленно. Если снижать, то снижать обе ставки - и основную, и льготную. Например, такой вариант: 16 процентов - основной налог и 8 процентов - налог на социально значимые товары. Вот это, наверное, цель, которая может быть достигнута в самое ближайшее время. При этом не будет никаких потрясений для бюджета. Или 16 и 10 процентов. Такой вариант может быть. И по мере развития нашей экономики, по мере ее роста, а рост ее все-таки идет темпами значительно меньшими, нежели нам хотелось бы, и рост ее идет опять же за счет внешней торговли, можно будет опять же снижать НДС, и делать это последовательно.
Сергей Борисов,
президент организации малого и среднего бизнеса "Опора России":
- Уменьшение налогового бремени с экономической точки зрения приводит к созданию более благоприятных условий для хозяйствующих субъектов. Особенно, если мы говорим об НДС. Очевидно, что это позволит решить целый ряд вопросов, таких, как увеличение ВВП, снижение себестоимости выпускаемой продукции, развитие предпринимательства.
Бизнес поддерживает предложение о необходимости дальнейшего снижения НДС. Сокращения требуют также и ставки налога на прибыль и ЕСН.
Но что касается малого бизнеса, то по нашему мнению, на результатах предпринимательской деятельности большинства малых предприятий дальнейшее снижение ставки НДС существенно не отразится. Значительная часть малых предприятий находится в условиях специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД, а значит, плательщиками налога на добавленную стоимость они не являются.
Борис Грызлов,
председатель Государственной думы:
- Президент России однозначно подтвердил необходимость снижения налоговых изъятий из экономики. Это имеет особое значение и для формирования позитивного инвестиционного климата в России, повышения ее инвестиционной привлекательности, - заявил Борис Грызлов.
Он также подчеркнул, что ряд конкретных предложений по снижению налогов закреплен в решениях последнего съезда "Единой России". Грызлов считает, что в качестве первоочередных мер необходимо провести реформу НДС, предполагающую снижение этого налога до 15 процентов, восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, ввести почасовую минимальную зарплату для стимулирования вывода зарплат "из тени".
"Для обеспечения роста экономики мы просто обязаны оставить нашим предприятиям больше средств как для их развития, так и для роста оплаты труда", - считает председатель Госдумы.
Грызлов добавил, что подобные нормы уже детально прорабатываются в рабочих группах партии "Единая Россия", в состав которых входят депутаты-"единороссы" и эксперты. По его мнению, высокая оценка результатов развития страны в 2005 году, высказанная президентом, распространяется и на работу Госдумы. "Экономический рост, общая макроэкономическая стабильность, увеличение заработных плат и реальных доходов населения - по всем этим направлениям весомый вклад внесла и Госдума", - резюмировал ее председатель, пишет ИТАР-ТАСС.