07.02.2006 03:00
Общество

Петросяна любят и ненавидят больше всего

Как россияне воспринимают юмор на ТВ
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3990)
Читать на сайте RG.RU

Большинство граждан более или менее регулярно смотрят юмористические программы: 18 процентов делают это, по их словам, постоянно (чаще всего к постоянной аудитории таких передач принадлежат не получившие среднего образования - 28 процентов), 40 процентов - часто. Лишь 6 процентов опрошенных заявили, что они никогда не смотрят юмористические телепередачи (34 процента - смотрят их редко).

По мнению большинства россиян, юмора на российском телевидении сегодня достаточно или более чем достаточно: 42 процента опрошенных считают, что его "столько, сколько нужно", 41 процент - что его слишком много (это мнение чаще других высказывали люди с высшим образованием - 61 процент). Лишь 6 процентов заявили, что юмористических телепередач слишком мало.

Что касается качества телевизионного юмора, то оно устраивает 58 процентов опрошенных. Наиболее высокий уровень удовлетворенности - среди молодежи (68 процентов), малообразованных (65 процентов), малообеспеченных граждан (64 процента) и среди жителей сел (64 процента), реже других удовлетворенность выражают люди с высшим образованием (43 процента), они же чаще остальных заявляли о своем неприятии качества юмористических телепередач (50 процентов против 30 в среднем по выборке).

Участники опроса, негативно оценившие качество телевизионных шуток, чаще всего отмечали их пошлость, непристойность. У многих вызывает раздражение засилье одних и тех же лиц и надоевших номеров, прямые повторы старых записей.

Сравнивая современные юмористические программы с телеюмором советского периода и с передачами середины 90-х годов, люди чаще отдавали предпочтение сегодняшним программам (35 процентов). 16 процентов сделали выбор в пользу советского юмора (чаще других это пожилые люди). Что касается юмористических передач переломных 90-х годов, то им отдали предпочтение 8 процентов опрошенных.

Обосновывая в ответах на соответствующий открытый вопрос свою приверженность советским юмористическим передачам, опрошенные прежде всего говорили об их более высоком качестве, которое проявлялось как в соблюдении определенных культурных и литературных норм.

Похожий набор аргументов выдвигали и отдающие предпочтение телевизионному юмору 90-х годов ("более острый юмор, значимый был, социальные проблемы вскрывались"; "менее плоские шутки").

Поклонники сегодняшних юмористических программ, аргументируя свой выбор, прежде всего говорили об их злободневности.

Наиболее востребованной юмористической передачей сегодня, судя по ответам, является "Кривое зеркало". Высокой популярностью пользуются "Аншлаг", КВН, "Ералаш" и "Городок".

Значительно реже участники опроса отмечали передачи, которые им не нравятся. Относительно большое число отрицательных откликов получили почти те же передачи "Аншлаг", "Смехопанорама Евгения Петросяна", "Кривое зеркало" и "Городок", однако общий баланс положительных и отрицательных суждений сложился в пользу этих программ, подчеркивает социолог ФОМ Ирина Шмерлина.

Наиболее популярным артистом юмористического жанра, судя по данным опроса, является Е. Петросян - 35 процентов респондентов назвали его в числе артистов, которые им особенно нравятся. Но он же лидирует и в списке тех, которые не нравятся.

Образ жизни Социология